Предисловие (к первому изданию) 3 Очерк первый. Некоторые принципы гармонии Бетховена 7 Моногармонизм 7 Гармонические связи на больших «расстояниях» . . 9 Расширение тональности 12 Функциональное обогащение. Увеличение роли суб- доминанты 15 Очерк второй. Последние квартеты Бетховена ... 19 Квартет ор. 127 21 Квартет ор. 130 47 Квартет ор. 131 72 Квартет ор. 132 116 Квартет ор. 135 * . 127 Очерк третий. «Торжественная месса» 136 Очерк четвертый. Путь к современности .... 236 Берков Виктор Осипович Музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения. Окончил в 1929 г. экономическое отделение педагогического факультета Московского университета, в 1937 г. — историко-теоретический факультет Московской консерватории по классу теории И. В. Способина. Преподавал музыкально-теоретические предметы в Музыкальном училище при Московской консерватории, в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте, в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. С 1938 г. — ассистент, в 1945–1949 гг. — доцент кафедры теории Московской консерватории. С 1946 г. — доцент кафедры теории Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, с 1968 г. — профессор.
Основные работы В. О. Беркова были посвящены проблемам гармонии, гармонического анализа, современного гармонического языка, музыкальной формы. Им также были написаны путеводители по классическим операм (некоторые совместно с В. В. Протопоповым). В числе его трудов: «Гармония Глинки», «Гармония Бетховена: Очерки», «Гармония и музыкальная форма», «Гармония» (учебник), «Пособие по гармоническому анализу: Образцы советской музыки в некоторых разделах курса гармонии», «Задачи по гармонии» (совместно с А. А. Степановым), «Сонатная форма и строение сонатно-симфонического цикла», «Формообразующие средства гармонии», «Хроматическая фантазия Я. Свелинка: Из истории гармонии» и другие. |