URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Берков В.О. Гармония Бетховена: Очерки Обложка Берков В.О. Гармония Бетховена: Очерки
Id: 277333
829 р.

Гармония Бетховена:
Очерки. № 31. Изд. стереотип.

2022. 254 с.
Типографская бумага

Аннотация

Гармония Бетховена, главным образом, позднего периода творчества, ее огромное воздействие на все будущее музыки, вплоть до современности — основная проблема книги В. Беркова.

Предназначается для музыкантов-профессионалов, может служить пособием для студентов консерваторий, а также быть полезна всем, кого волнуют вопросы философии искусства, эстетики, музыки, музыковедения, культуры. (Подробнее)


Оглавление
top

Предисловие (к первому изданию) 3
Очерк первый. Некоторые принципы гармонии Бетховена 7
Моногармонизм 7
Гармонические связи на больших «расстояниях» . . 9
Расширение тональности 12
Функциональное обогащение. Увеличение роли суб- доминанты 15
Очерк второй. Последние квартеты Бетховена ... 19
Квартет ор. 127 21
Квартет ор. 130 47
Квартет ор. 131 72
Квартет ор. 132 116
Квартет ор. 135 * . 127
Очерк третий. «Торжественная месса» 136
Очерк четвертый. Путь к современности .... 236

Об авторе
top
Берков Виктор Осипович
Музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения. Окончил в 1929 г. экономическое отделение педагогического факультета Московского университета, в 1937 г. — историко-теоретический факультет Московской консерватории по классу теории И. В. Способина. Преподавал музыкально-теоретические предметы в Музыкальном училище при Московской консерватории, в Цент­ральном заочном музыкально-педагогическом институте, в Музыкально-педагогическом инсти­туте имени Гнесиных. С 1938 г. — ассистент, в 1945–1949 гг. — доцент кафедры теории Московской консерватории. С 1946 г. — доцент кафедры теории Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, с 1968 г. — профессор.

Основные работы В. О. Беркова были посвящены проблемам гармонии, гармонического ана­лиза, современного гармонического языка, музыкальной формы. Им также были написаны путеводители по классическим операм (некоторые совместно с В. В. Протопоповым). В числе его трудов: «Гармония Глинки», «Гармония Бетховена: Очерки», «Гармония и музыкальная форма», «Гармония» (учебник), «Пособие по гармоническому анализу: Образцы советской му­зыки в некоторых разделах курса гармонии», «Задачи по гармонии» (совместно с А. А. Степановым), «Сонатная форма и строение сонатно-симфонического цикла», «Формообразующие сред­ства гармонии», «Хроматическая фантазия Я. Свелинка: Из истории гармонии» и другие.