Введение....... 5 Перзое знакомство Чайковского с оперной музыкой Петербургские театральные впечатления..... 22 Первые оперы: «Воевода», «Ундина». «Опричник»....................... 38 Музыка к «Снегурочке» А. Н. Островского. Опера «Кузнец Вакула» («Черевички»).......... 62 Чайковский — оперный критик....... 79 «Лебединое озеро».......... 88 «Езгений Онегин».......... 102 «Орлеанская дева». «Мазепа»....... 136 «Чародейка». «Спящая красавица»...... 164 «Пиковая дама»........... 192 Музыка к «Гамлету» Шекспира. «Иоланта» и «Щелкунчик»............ 228 Иллюстрации........... 255
![]() Музыковед, исследователь отечественной музыки, педагог. Кандидат искусствоведения. В 1926–1931 гг. занималась в Музыкальном техникуме имени А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов по классу фортепиано А. Б. Гольденвейзера. В 1936 г. окончила историко-теоретический факультет Московской консерватории у В. Э. Фермана, в 1939 г. — аспирантуру. В этом же году вышла ее первая книга «Мусоргский. Жизнь и творчество». С 1944 г. — доцент; в 1949–1957 гг. — заведующая кафедрой истории русской музыки Московской консерватории. В 1960 г. — руководитель комплексного сектора русского искусства Института истории искусств АН СССР.
Н. В. Туманина — автор многих работ, посвященных истории русской и советской музыки. Она была редактором фундаментального труда «История русской музыки» (т. 1–3), участвовала в создании коллективного труда «История русской советской музыки» (т. 2–4). Ею были написаны многочисленные статьи, в том числе о творчестве выдающихся композиторов М. П. Мусоргского, М. И. Глинки, С. И. Танеева. Но главным научным трудом Н. В. Туманиной стало изучение творчества П. И. Чайковского, которому она посвятила книги «Оперное творчество Чайковского», «Чайковский и музыкальный театр», «Чайковский: Путь к мастерству», «Великий мастер». |