URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Фёдоров А.Е. Симметрия и искажения в русской традиционной архитектуре: Московский Кремль и другие архитектурные комплексы Обложка Фёдоров А.Е. Симметрия и искажения в русской традиционной архитектуре: Московский Кремль и другие архитектурные комплексы
Id: 277330
715 р.

Симметрия и искажения в русской традиционной архитектуре:
Московский Кремль и другие архитектурные комплексы. Изд. стереотип.

2022. 312 с.
Белая офсетная бумага
Белая офсетная бумага.

Аннотация

Настоящая монография является продолжением книги автора "Симметрия в русской традиционной архитектуре" (М., 1997). В ней показана роль пятиглавого храма в древнерусском градостроительстве, на конкретных примерах рассмотрены особенности применения "плавающей симметрии" и "локальных симметричных группировок". Подробно исследованы зрительные связи соборов Московского Кремля с подходами к ним и с главными городскими площадями... (Подробнее)


Содержание
top
Памяти моей мамы
Антонины Георгиевны Вишняковой


Я нарисую старый дом…

Иеромонах Роман

Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости.


А. С. Пушкин

1.Симметрия пятиглавого храма и его роль в Древнерусской архитектуре (на примере Московского Кремля, его окрестностей, и московских монастырей)
 Введение
 1.1.Московский Кремль и его окрестности
 1.2.Московские монастыри и дворцовые комплексы
 Заключение
 Приложение 1. Пятиглавые храмы
 Приложение 2. Плавающая симметрия
 Приложение 3. Ориентация Московского Успенского собора
 Приложение 4. Организация фасадов на основе локальных симметричных группировок
 Приложение 5. О возможной причине одинакового подхода к гармонизации фасада в Русской и Венецианской архитектуре
 Приложение 6. Художественность Русской культуры
 Приложение 7. Зеркальная симметрия в Русской традиционной архитектуре
2.Красота Белозерских храмов
3.Традиционная православная культура и Русская архитектура
4.Дворцовое село Тайнинское
5.Ошибка, допущенная при реставрации задних ворот в Коломенском
6.Передние ворота в Коломенском (Москва)
7.Два храма в Коломне
8.Современное здание в Измайлове, построенное в "Древнерусском стиле"
9.Предварительные замечания о применении симметрии в архитектуре Суздаля
10.Святые ворота Иосифо-Волоцкого монастыря
11.Два храма в Боровске
Дополнение: "Искажения" в Древнерусской архитектуре (Гаряев Р.М.)
Послесловие

Послесловие
top

Прежде всего автор глубоко благодарен маме – Антонине Георгиевне Вишняковой (1923 – 2010), инженеру-строителю (главному эксперту Управления экспертизы проектов и смет Министерства путей сообщения), введшей его в мир Древнерусского зодчества, обратившей ещё в детстве его внимание на симметрию в архитектуре и на то, что асимметричные композиции обладают порой удивительной красотой. Дедушка мамы – Илья Евдокимович Тунцов, в 1910–1930 гг возглавлял артель плотников, ходивших из Тверской губ. в Москву и Подмосковье строить дома и дачи. Автор благодарен отцу – Евгению Николаевичу Фёдорову (1921 – 1984), юристу, члену Верховного Суда РСФСР, человеку, связанному с дореволюционным русским культурным слоем, пробудившему у него интерес к Русской культуре и истории.

Автор выражает глубокую благодарность всем, кто помогал, ободрял, поддерживал его в работе над темой "Симметрия в Русской традиционной архитектуре". Тем, кто отнёсся к автору без корпоративного высокомерия, отнёсся как к соратнику. Это, прежде всего, историк древнерусской архитектуры Михаил Петрович Кудрявцев, поддержавший первоначальные изыскания автора. Это супруга М.П. Кудрявцева, искусствовед Татьяна Николаевна Кудрявцева, безвозмездно взявшая на себя труд общей редакции первой книги автора "Симметрия в Русской традиционной архитектуре". Это историк древнерусской архитектуры Геннадий Яковлевич Мокеев, написавший предисловие к указанной книге. Это архитектор Сергей Валерьевич Осышный, ознакомившийся с рукописью настоящей работы и сделавший ряд важных замечаний. Большую помощь при исследовании зрительных связей в Троице-Сергиевой Лавре оказал историк Владимир Александрович Ткаченко.

Огромное значение для автора имели благословения о. Павла Карташева (Большие Вязёмы) и схиигумна Илии (Оптина пустынь).

Большую моральную (а в ряде случаев и информационную) поддержку оказали: архитектор-реставратор Вероника Викторовна Овчинникова, историк архитектуры Аркадий Фёдорович Крашенинников, историк архитектуры, художник Раис Маликович Гаряев (автор статей об искажениях в Древнерусской архитектуре), историк-этнограф Марина Михаиловна Громыко, историк-этнограф о. Михаил Мальцев (Самара), специалист в области информатики геолог Виталий Яковлевич Герасименко, лингвист и геолог Геннадий Станиславович Гриневич, издатель и редактор, математик и историк Игорь Анатольевич Настенко (изд-во "Русская панорама").

Автор особенно признателен Раису Маликовичу Гаряеву за предоставленную для опубликования, в качестве дополнения к книге, статью об искажениях в Древнерусской архитектуре.

Хочется поблагодарить историка и лингвиста Андрея Владиславовича Рачинского, проявившего большой интерес к работе автора и участвовавшего в обсуждении ряда вопросов, касающихся Европейской архитектуры.

Автор благодарен Константину Алексеевичу Фокину, оказавшему материальную поддержку, без которой было бы трудно издать книгу "Симметрия в Русской традиционной архитектуре", и художнику Борису Барулину, оформившему обложку этой книги. Автор также благодарен Александру Евгеньевичу Королькову, помогавшему обрабатывать фотографии в программе Photoshop, и Наталье Владимировне, Виктору Николаевичу, Ивану Викторовичу Екимовым, сделавшим по просьбе автора ряд фотографий в Кирилло-Белозерском монастыре.

Огромную помощь автору оказали его супруга Татьяна Александровна Бабанова, а также дочери Анна и Елена.

Автор также благодарен всем тем людям, которые размещают в Интернете фотографии, открытые для свободного использования. Только благодаря этому можно преодолеть ограничения, искусственно наложенные на научный поиск. […]


Об авторе
top
photoФедоров Александр Евгеньевич
Редактор-составитель междисциплинарных сборников МГУ имени М. В. Ломоносова «Система планета Земля» (с 1997 г.). Автор книг: «Симметрия в русской традиционной архитектуре» (1997), «Славяно-арийские истоки русской архитектуры» (совместно с А. В. Рачинским; 2016), «Дохристианское наследие Руси и Русская церковь: Архитектура, строительство, знаки», (совместно с А. В. Рачинским; 2020), а также ряда публикаций о русской архитектуре в сборниках «Система планета Земля» (2016–2020).