URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Арон Р. Измерения исторического сознания. Пер. с фр. Обложка Арон Р. Измерения исторического сознания. Пер. с фр.
Id: 277112
818 р.

Измерения исторического сознания.
Пер. с фр. Изд. стереотип.

Raymond Aron. Dimensions de la conscience historique
URSS. 2021. 190 с. ISBN 978-5-397-08030-9.
Типографская бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося французского философа и социолога Реймона Арона (1905–1983), посвященная философским вопросам истории, "в которой мы живем и которую стараемся осмыслить". В книге рассматриваются понятие смысла истории, противоречия исторического сознания, образование и распад империй, многообразие проявлений национализма и др. Автор не только выясняет связь между проблемами исторического познания и проблемами... (Подробнее)


Содержание
top
ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
 Глава I. Философия истории
 Глава II. Понятие смысла истории

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
 Глава III. Очевидность и вывод
 Глава IV. Об объекте истории
  1. Противоречия исторического сознания
  2. Рост и обновление любознательности
  3. Исторические единства
  4. Интенции историков и интерпретации истории
 Глава V. Фукидид и историческое повествование

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
 Глава VI. Нации и империи
  1. Разрушение европейской системы
  2. Образование азиатской системы
  3. Распад европейских империй
  4. Многообразие проявлений национализма
  5. Исторические циклы и своеобразие ситуации
 Глава VII. Заря всеобщей истории

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИЛОСОФА
 1. Специалист, идеолог и философ
 2. Дополнительное измерение
 3. Поиск Истины
 4. Долг перед государством

ПРИМЕЧАНИЯ
И.А.Гобозов. Р.Арон – мыслитель XX в.

Предисловие
top

Статьи, собранные в этой книге, были написаны в течение последних пятнадцати лет. И хотя они были откликом на случайные заказы, они на мой взгляд, под разным углом зрения освещали одну и ту же проблему: проблему истории, в которой мы живем и которую стараемся осмыслить.

"Введение в философию истории" по моему замыслу представляет лишь небольшую и довольно формальную главу теории исторического познания. В свое время я надеялся добавить к этому "Введению..." вначале теорию общественных наук, затем более конкретную теорию исторических интерпретаций – интерпретаций эпох, цивилизаций, становления человечества в целом.

Эти написанные по случаю статьи не заменяют той широкой программы, от которой меня отвлекли разные события. Но они менее формальны, чем книга 1938 г., подзаголовок которой "Эссе о границах исторической объективности" выражал чисто эпистемологическое намерение. Они выясняли связь между проблемами исторического познания и проблемами существования в истории. Они пытаются сделать понятным наше историческое сознание через ссылку на основные черты современной эпохи, поскольку легче понять нашу эпоху на основании наших идей и чаяний. В этом смысле использованный в работе метод я был бы склонен назвать диалектическим, если бы данное слово, отстаиваемое теми авторами, у которых на него больше прав из-за приоритета в употреблении не побуждало к занятию позиции, сильно отличной от моей.


Об авторе
top
photoАрон Реймон
Известный французский философ, социолог, политолог и публицист. Родился в местечке Рамбервиллер во Франции. В 1924–1928 гг. учился в Высшей нормальной школе (вместе со знаменитым философом Ж. П. Сартром). С 1930 г. — профессор Кельнского, затем Берлинского университетов. После прихода Гитлера к власти возвратился во Францию; преподавал в Гаврском лицее, Тулузском университете. В 1955–1968 гг. заведовал кафедрой социологии Сорбонны, с 1970 г. — заведующий кафедрой современной цивилизации в Коллеж де Франс. С 1962 г. вице-президент Всемирной социологической ассоциации, с 1963 г. — член Французской академии моральных и политических наук. Почетный доктор Базельского, Брюссельского, Гарвардского университетов.

Реймон Арон является основателем критической философии истории (гносеологического направления в философии истории, выступившего против позитивистской интерпретации исторического процесса); одним из создателей теории единого индустриального общества; одним из авторов концепции деидеологизации. Он философски интерпретировал вопросы межгосударственных и международных отношений, политики и морали, социального детерминизма, социального прогресса, ответственности философа за сохранение мира и политической стабильности общества и т. д. Его труды, посвященные анализу социологических воззрений К. Маркса, Ш. Л. Монтескье, О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера и др., сыграли важную роль в развитии французской и мировой социологической мысли.