Статьи, собранные в этой книге, были написаны в течение последних пятнадцати лет. И хотя они были откликом на случайные заказы, они на мой взгляд, под разным углом зрения освещали одну и ту же проблему: проблему истории, в которой мы живем и которую стараемся осмыслить. "Введение в философию истории" по моему замыслу представляет лишь небольшую и довольно формальную главу теории исторического познания. В свое время я надеялся добавить к этому "Введению..." вначале теорию общественных наук, затем более конкретную теорию исторических интерпретаций – интерпретаций эпох, цивилизаций, становления человечества в целом. Эти написанные по случаю статьи не заменяют той широкой программы, от которой меня отвлекли разные события. Но они менее формальны, чем книга 1938 г., подзаголовок которой "Эссе о границах исторической объективности" выражал чисто эпистемологическое намерение. Они выясняли связь между проблемами исторического познания и проблемами существования в истории. Они пытаются сделать понятным наше историческое сознание через ссылку на основные черты современной эпохи, поскольку легче понять нашу эпоху на основании наших идей и чаяний. В этом смысле использованный в работе метод я был бы склонен назвать диалектическим, если бы данное слово, отстаиваемое теми авторами, у которых на него больше прав из-за приоритета в употреблении не побуждало к занятию позиции, сильно отличной от моей. ![]() Известный французский философ, социолог, политолог и публицист. Родился в местечке Рамбервиллер во Франции. В 1924–1928 гг. учился в Высшей нормальной школе (вместе со знаменитым философом Ж. П. Сартром). С 1930 г. — профессор Кельнского, затем Берлинского университетов. После прихода Гитлера к власти возвратился во Францию; преподавал в Гаврском лицее, Тулузском университете. В 1955–1968 гг. заведовал кафедрой социологии Сорбонны, с 1970 г. — заведующий кафедрой современной цивилизации в Коллеж де Франс. С 1962 г. вице-президент Всемирной социологической ассоциации, с 1963 г. — член Французской академии моральных и политических наук. Почетный доктор Базельского, Брюссельского, Гарвардского университетов.
Реймон Арон является основателем критической философии истории (гносеологического направления в философии истории, выступившего против позитивистской интерпретации исторического процесса); одним из создателей теории единого индустриального общества; одним из авторов концепции деидеологизации. Он философски интерпретировал вопросы межгосударственных и международных отношений, политики и морали, социального детерминизма, социального прогресса, ответственности философа за сохранение мира и политической стабильности общества и т. д. Его труды, посвященные анализу социологических воззрений К. Маркса, Ш. Л. Монтескье, О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера и др., сыграли важную роль в развитии французской и мировой социологической мысли. |