Уважаемый юный читатель! Если ты листаешь эту книгу — значит, ты развивался, развивался и, наконец, развился до того, что теперь твоему пытливому уму необходимо больше материала для мышления. Когнитивная лингвистика очень подходит для этой роли, потому что изучает тот самый материал для мышления: значения и смыслы в нашем речевом общении. Она также изучает средства, которыми располагает наш язык для порождения тех самых значений и смыслов. Ты даже представить себе не можешь, как проста и как сложна может быть жизнь значений в нашей не совсем понятной голове, какие неожиданные пути может выбирать наша мысль, чтобы стать понятной. Уважаемый старшеклассник! Чтобы пытливый ум твой не направил сам себя куда-нибудь в сторону изобретения вечного двигателя или составления астрологических прогнозов, займись когнитивной лингвистикой! Да, и стань, наконец, интересующимся человеком: займись компьютерной лингвистикой. Но для этого надо постичь когнитивную лингвистику, потому что в компьютерной программе нет ничего, что заранее не существовало в голове ее создателя. Об этом тоже написано в нашей книге. Если ты хочешь понять, надо ли тебе читать эту книгу, просто начни первую страницу, а дальше — как подскажет тебе твой разгулявшийся интеллект. И еще одно. При всем нашем желании быть понятными и местами даже занятными, разговор все же будет серьезный. А чтобы он был еще серьезнее, можно почитать кое-что из списка в конце этой книги.
С уважением, Сергей и Марина Гусаренко
Гусаренко Сергей Викторович
Доктор филологических наук, профессор. Заведующий кафедрой культуры русской речи для технических специальностей Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета.
Научные интересы: когнитивные аспекты дискурса, семантическая энтропия, фреймовые структуры в нарративе. Основные работы: «Когнитивно-семантические структуры дискурса: системное взаимодействие и семантическая энтропия» (2021), «Как студенту стать мужчиной и другие академические хлопоты» (2019). Гусаренко Марина Константиновна Кандидат филологических наук. Доцент кафедры романо-германского языкознания и лингводидактики Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, преподаватель испанского языка.
Научные интересы: речевая прагматика, фреймовые структуры в нарративе. Автор работы «Предикатно-фреймовое описание линейной семантики нарратива» (соавтор С. В. Гусаренко; в журнале «Филологические науки. Научные доклады высшей школы», 2020). |