Художники и писатели, кинематографисты, музыканты оставляют после себя произведения, которые живут долго, переживая своих создателей. Эти произведения, пройдя испытания временем, продолжают волновать умы, доставлять радость. Клоунов же нужно видеть своими глазами на манеже, чтобы иметь о них полное представление, — эти слова, окрашенные грустью раздумий над профессией, принадлежат выдающемуся клоуну Юрию Владимировичу Никулину. Действительно, искусство клоунады, являя собой остроумный отклик на злобу дня, возникает в непосредственном общении комиков со зрителями. Оно как бы преломляет в юмористическом аспекте проблемы, волнующие современников. Оно веселит, развлекает и поучает, как принято писать на афишах, «сегодня и ежедневно»! К сожалению, только «сегодня и ежедневно». Таковы временные границы, определяющие действие циркового комика. И вот для того, чтобы творчество народного артиста СССР Ю. Никулина и Т. Никулиной, народного артиста РСФСР М. Шуйдина вышло за пределы сегодняшнего дня, чтобы зрители лучше познакомились с искусством замечательных мастеров, написана эта книга.
Макаров Сергей Михайлович Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, президент Академии циркового искусства, советник Китайского национального цирка. С 1986 г. — ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, занимается исследованием семантики циркового и сценических искусств. С. М. Макаров пришел в науку, пройдя путь от циркового клоуна-иллюзиониста и режиссера до исследователя искусства. Является автором ряда работ, в числе которых монографии: «Шаманы, масоны, цирк: Сакральные истоки циркового искусства» (URSS), «Китайская премудрость русского цирка: Взаимовлияние китайского и русского цирка» (URSS), «Искусство клоунады в СССР» (URSS), «Театрализация цирка» (URSS), «От старинных развлечений к зрелищным искусствам: В дебрях позорищ, потех и развлечений» (URSS). Под его редакцией вышел сборник «Театр, эстрада, цирк» (URSS), посвященный научной деятельности основоположника эстрадоведения и цирковедения Ю. А. Дмитриева.
|