Обложка Белик А.П. Эстетика Чернышевского: Социальные основания, важнейшие категории, историческое значение. Сущность и общественное назначение искусства
Id: 276903
769 руб.

Эстетика ЧЕРНЫШЕВСКОГО:
Социальные основания, важнейшие категории, историческое значение. Сущность и общественное назначение искусства Изд. 2
Эстетика Чернышевского: Социальные основания, важнейшие категории, историческое значение. Сущность и общественное назначение искусства

URSS. 2021. 304 с. ISBN 978-5-9519-2296-0.
  • Твердый переплет

Аннотация

Настоящая книга посвящена анализу общетеоретических проблем эстетики Н.Г.Чернышевского — выдающегося философа, литературного критика и вождя российского революционно-демократического движения 1860-х годов. Отстаиваемая в книге точка зрения автора следует из ленинской оценки теории Чернышевского, получившей дальнейшее развитие в трудах советских ученых. В книге рассматриваются социальные основания и идейные источники эстетики Чернышевского,...(Подробнее) ее важнейшие категории (в том числе с точки зрения учения о потребностях человека, которое занимает важное место в системе социологических взглядов Чернышевского) и историческое значение, а также сущность и общественное назначение искусства.

Книга рекомендуется философам, культурологам, обществоведам, а также широкому кругу читателей, интересующихся эстетикой, историей философии и искусства.


Содержание
введение5
Раздел первый Социальные основания и идейные источники эстетики Н. Г. Чернышевского11
Г лава I. Литература и эстетика на службе российского освободительного движения11
1. Радищевская традиция русской демократической литературы11
2. «Страшный год» русской демократической литературы16
3. Достойный продолжатель дела Белинского20
Глава II. Социальные основания и идейные источники эстетики Чернышевского26
1. Жизненные потребности русского общества — социальные основания эстетики Чернышевского26
2. Философские взгляды Чернышевского — теоретическое основание его эстетики31
3. Прямые идейные источники эстетики Чернышевского35
Глава III. Чернышевский как историк эстетических учений43
1. История эстетических учений — важнейший идейный источник эстетики Чернышевского43
2. Критика идеализма — один из важнейших путей разработки новой эстетики52
Раздел второй Важнейшие категории эстетики Чернышевского63
Глава IV. Эстетическая потребность, эстетическое чувство63
1. Учение Чернышевского о потребностях человека63
2. Существенные особенности эстетической потребности, эстетического чувства68
Глава V. Эстетические особенности действительности81
1. Внутреннее единство эстетических воззрений Чернышевского81
2. Красота в действительной жизни84
3. Развитие представлений о красоте92
Глава VI. Эстетические свойств а образов — представлений человеческой фантазии. Эстетическая способность101
Глава VII. Своеобразие эстетических свойств образов—характеров и картин, создаваемых в искусстве109
Глава VIII. Сравнительный анализ эстетических свойств действительных предметов и образов их в произведениях искусства. Эстетические отношения122
1. Защита эстетической полноценности красоты действительной жизни122
2. Материалистическая оценка красоты произведений искусства128
3. Эстетические отношения отдельных видов искусства и действительности133
Раздел третий Сущность и общественное назначение искусства151
Глава IX. Стимулы художественной деятельности151
Глава X. Сущность и общественное назначение искусства163
1. Искусство как воспроизведение действительности163
2. Общественное назначение искусства170
Глава XI. Об основном требовании (законе) художественности193
Раздел четвертый Историческое значение эстетики Чернышевского207
Глава XII. Сто лет борьбы вокруг эстетики Чернышевского (Вместо обзора литературы)207
1. Идеологическая борьба вокруг эстетики Чернышевского в дореволюционной России208
2. Споры вокруг эстетики Чернышевского и строительство новой культуры243
Заключение262
Приложения277
I. Краткий указатель.специальной литературы277
II. Указатель имен — личных, литературно-художественрых и мифологических, встречающихся в основном тексте книги282
III. Краткий предметно-тематический указатель287

От автора (Предисловие к первому изданию)
Предлагаемая книга посвящена анализу общетеоретических проблем эстетики Н. Г. Чернышевского. Отстаиваемая здесь точка зрения вытекает из ленинской оценки теории Чернышевского, получившей дальнейшее развитие в трудах советских ученых,

Насколько удачно и последовательно с этой точки зрения рассмотрена в книге эстетика Чернышевского, скажут читатели. Учитывая большой интерес к вопросам эстетики, надеюсь получить от широких кругов читателей замечания и пожелания, которые будут использованы в дальнейшей работе.

Выражаю глубокую благодарность членам секторов эстетики, истории философии Института философии АН СССР, а также М. П. Баскину, В. С. Городецкому, А. Г. Егорову, Н. Я. Малахову, С. И. Новикову, М. Ф. Овсянникову, М. Н. Пархоменко, Ю. П. Петрову, В. К. Скатерщикову, К. В. Шохину, В. Н. Шульгину и другим товарищам, которые оказались настолько любезны, что прочитали книгу в рукописи и дали свои замечания автору. Весьма признателен также М. А. Диш, Н. Л. Кузнецовой и В. С. Маркову, которые с глубоким вниманием редактировали книгу.


Об авторе
Белик Александр Петрович
Доктор философских наук, профессор. Специалист по социальной философии и теории эстетики. Родился в г. Батурин Черниговской области. Окончил Московский историко-архивный институт (1941), аспирантуру Академии общественных наук (1949). В 1963 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Эстетическая концепция Н. Г. Чернышевского». Работал в редакции газеты «Правда», научным редактором в журнале «Вопросы философии», в секции общественных наук Президиума АН СССР, затем на кафедре философии АН СССР. С 1966 г. — профессор.

Основной сферой научных исследований А. П. Белика были проблемы сущностных отношений социальной формы движения, их взаимодействия, определяющие направления развития социума. Значительная часть работ связана с изучением специфики эстетических отношений, духовной культуры. Основные труды: «Искусство — человеку» (1961), «Эстетика Чернышевского» (1961), «Эстетика и современность» (1963), «Художественные образы Ф. М. Достоевского» (1974).