Гармония и алгебра... Когда речь идет о живом организме, то слово "гармония" само собой приходит на ум – настолько совершенны его формы, настолько отточены и целесообразны движения, настолько тонко приспособлены его части и органы друг к другу и к условиям внешней среды. "Но причем здесь алгебра?" – спросит иной противник сухих, абстрактных математических построений. Очень даже причем. Как в музыке, как в архитектуре, как в танце, в основе гармонии живого лежит точный расчет, равновесие сил, экономия ресурсов, максимальное использование благоприятных возможностей. Авторы в своей работе довольно долго шли параллельными путями, пока не обнаружили, что эти пути пересекаются. В.М.Петров строил дедуктивные модели развития, в которых главным условием выживания системы более низкого уровня была ее максимальная согласованность или, как любил выражаться П.К.Анохин, "вписанность" в систему более высокого уровня. А тем временем Г.А.Голицын искал количественный принцип, который объяснял бы поведение целенаправленных систем. Когда ему показалось, что такой принцип найден, то выяснилось, что он как раз и характеризует эту вписанность, или согласованность системы с окружением. Количественной мерой этой согласованности оказалась хорошо известная всем величина – информация. Тут авторы, давно шагавшие рядом, повернулись друг к другу лицом и спросили, что же делать дальше? Так родился замысел этой книжки. В ней мы хотим рассказать прежде всего о том историческом пути, а еще вернее – о той логике развития научного знания, которая вела к современному состоянию дел в науке о поведении. Другой честолюбивый замысел состоит в том, чтобы дать читателю хотя бы некоторый ориентир в многообразии биологических, физиологических, психологических законов и фактов. В науке о поведении положение сейчас таково, что накоплено огромное количество фактов и эмпирических закономерностей. Многие из них даже выражены в математической форме. Несмотря на это, теория – в том строгом смысле, в каком понимается это слово в точных науках, – отсутствует. Иначе говоря, эти закономерности существуют разрозненно, они не образуют системы, не связаны друг с другом логически, не выводятся друг из друга или из каких-то более общих принципов. Короче говоря, есть знание, но нет понимания, понимания того, почему этот закон выглядит так, а не иначе. И если закон должен объяснять факты, то теория призвана объяснить сами законы. Итак, почему законы поведения таковы, каковы они есть? – это вторая тема нашего рассказа. В соответствии со своими интересами авторы распределили работу так: Г.А.Голицын написал первые две главы, В.М.Петров – третью. ![]() Исследователь сложных систем (включая человека, социальные структуры и духовный мир социума) с помощью методов теории информации; кандидат биологических наук. Работал в широком круге дисциплин: от теории нервной деятельности (Институт нормальной физиологии им. П. К. Анохина) — до моделирования мировоззрения и приемов искусства (Государственный институт искусствознания). Автор свыше 100 научных работ, включая монографии: «Информация и творчество: на пути к интегральной культуре» (М.: 1997), «Информация и биологические принципы оптимальности: Гармония и алгебра живого» (в соавт.; М.: URSS), «Социальная и культурная динамика: долговременные тенденции (информационный подход)» (в соавт.; М.: URSS).
![]() Специалист по применению методов точных и естественных наук при изучении проблем гуманитарной сферы, в том числе в области эстетики, искусствознания, философии, культурологии, психологии, социологии, лингвистики, литературоведения и др. Кандидат физико-математических наук, доктор философских наук, профессор. Главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, профессор Государственного университета управления, почетный профессор ряда отечественных и зарубежных университетов, действительный член Международной академии информатизации и Академии гуманитарных наук. В течение 20 лет возглавлял Российское отделение Международной ассоциации эмпирической эстетики, в то же время являясь вице-президентом этой ассоциации.
В. М. Петров –– активный участник социальной и художественной жизни, автор оригинальной (экспериментальной) прозы и поэзии ("Обратимость времени"), переводов из английской, французской и итальянской поэзии ("Калейдоскоп"). Опубликовал более 600 научных работ по физике и гуманитарным наукам (переведены на 14 языков), включая 13 монографий, а также учебник "Количественные методы в искусствознании" (М.: URSS). |