Оглавление
СОДЕРЖАНІЕ.
СТРАН. Предметъ изсяѣдованія и раэдѣаѳніѳ его на части 1 Отношѳніѳ настоящего изслѣдованія къ прежнимъ изсяѣдованіяиъ по данному вопросу 2 ЧАСТЬ I. Изложеніе учсній талмуда о поеюертномъ еоето&ніи и конечной учаетй людей. ГЛАВА L Ученіе о смерти и посмѳртномъ состояніи людей до времени поселенія душъ умершихъ въ раю или въ аду. §§ 1. Сущность смерти до талмуду 5 Причина смерти. Зяачѳніѳ смерти праведника, возможность для него безсмѳртія 11 Предопрѳдѣлѳніе два смерти. Значѳніѳ времени и мѣста для усворѳнія или отдаленія смерти 13 Ангедъ смерти, процѳссъ, ощущѳніѳ и разные виды смерти . 17 Отношеніа между душой и тѣломъ въ первое время послѣ смерти чедовѣка. До какого времени эти отношенія про- должаются? 20 Души умершихъ интересуются событіями міра и аеивнію бяизкихъ имъ дицъ- Возможность для нихъ вліянія на жизнь живыхъ людей 22 Возможность сношѳнія съ умершими. Возможность вызова и явдѳнія умершихъ 26 Оостояніѳ души по разлученіи съ тѣломъ до времени суда надъ ней 29 9ч Судъ надъ душами умершихъ . . 82 Раздѣденіѳ душъ умершихъ на классы и ихъ различное на- значено 38 Участь тѣдъ умершихъ людей 86 Состояніѳ сознанія душъ умершихъ въ загробномъ мірѣ . . 37 §§ 18. Стремденія душъ умершихъ праведниковъ д нечѳстивыхъ въ эагробномъ мірѣ въ мѣсто ихъ постояннаго пребыва- нія (рай и адъ) 41 ГЛАВА IL Состояніе душъ умершихъ въ раю и аду. §§ 14. Назвапія мѣстъ пребыванія душъ умершихъ 42 16. Время творенія рая и ада, мѣстъ пребываиія душъ умер- шихъ . . . ' 46 Величина рая и ада 47 Яоложѳніѳ рая и ада относительно мірового пространства , — Устройство рая 49 Обитатели рая 61 Рааныя степени обитателей рая 53 Жизнь въ раю. Отношѳвія между обитателями рая 55 Устройство ада 57 Обитатели ада ' 58 Участь обитателей ада. Адскія мучѳнія . . . 68 Возможность для живыхъ воздействовать на участь обита- телей ада . . 68 ГЛАВА III. Возсоѳдинѳніѳ душъ умершихъ съ тѣлами. Воскресеніе мертвыхъ. §§ 26. Возсоѳдиненіѳ душъ умершихъ съ ихъ тѣдами, вавъ естѳ-. ствѳнвый постулятъ взаимоотношѳній между душой и тѣяомъ 69 27. Довазатѳльство возможности восвресенія 71 28г Объѳвтиввыя и субъективныя основания восвресѳнія .... 76 Кто воскреснѳтъ и будетъ имѣть удѣлъ въ будущемъ вѣкѣ? . 78 Время восврѳсѳнія. Обстоятельства, предшествующая восхре- сѳнію. Явленіе АГессіи 88 Прѳдуготовдѳвіе условій восвресѳнія въ деятельности Мессіи. 95 82. Опособъ воскрѳшенія 96 38. Мѣсто восвресѳнія. Образъ восврѳспгахъ 98 34. Оудъ надъ воскресшими ■ 99 ГЛАВА IV. Жизнь будущаго вѣка. §§ 35. Отдичіѳ жизни будущаго вѣва отъ дней Меосіи 100 36. Вогопознаніѳ въ будущемъ вѣвѣ 101 ОТРАВ. §§ 37. Возстановлѳніѳ Іерусалима, храма, Моисеева культа въ бу- дущѳмъ вѣкѣ 102 38. Нравственный и физическія качества людей въ будущемъ вѣкѣ 104 89. Блаженство будущаго вѣка - 40. Общая характеристика учѳнія талмуда о посмертномъ со- стоявши и конечной участи людей •. 107 ЧАСТЬ II. Проиехожденіе ученій талмуда о посмертномъ еоетовніи и конечной у части людей. ГЛАВА V. Огношеніе талмудическаго учвшя о посмертномъ состояли и нонечной участи людей къ библейскому ветхозавѣтному ученію о томъ же. §§41. Вакія книги составляюсь для талмудистовъ св. Пвсаніѳ? . . 110 42. Положѳніѳ вопроса относительно ученія ветхаго завѣта о посмертномъ состояніи людей, постановка этого вопроса въ настоящѳмъ изслѣдованіи 112 48. Отношѳніе талмудичѳсваго учѳнія о смерти къ ученію св. Писанія ѳврѳйскаго ванона о томъ же 115 Отношѳніѳ талмудичѳсваго учѳнія о посмертномъ состояніи людей до времени воскрѳсѳнія къ библейскому (ветхо- завѣтному) учѳнію о томъ же 118 Отношѳніѳ талмудичѳскаго ученія о раѣ и адѣ въ библей- скому учѳнію о томъ же 126 Отношеніе талмудичѳсваго учѳнія о восвресѳніи и будущей жизни въ библейскому ученію. о томъ же 182 Отношѳніѳ талмудичѳсваго учѳнія о судѣ Божіемъ надъ людьми послѣ смерти и воскресенія въ учѳнію свящ. Писанія еврѳйсво-масорѳтсваго ванона о томъ же . . . 148 Общій результата сопоставленія тапмудичѳсваго учѳнія о посмертномъ состояніи и конечной участи людей съ ученіемъ св. Писанія ѳврѳйсво-масорѳтскаго канона о томъ же. Особенности тадмудичесваго учѳнія, сравни* тельно съ библейсвимъ; вопросъ о причинѣ этого . . . 152 ГЛАВА VI. Объясненіе особенностей талмудическаго ученія о посмерт-номъ состояніи и конечной участи людей, сравнительно съ библейскимъ учѳніемъ о томъ же. §§ 49. Экзѳгетическіѳ нріѳыы, употрѳбдявшіеся талмудистами при толкованіи св. Писанія и значѳніе ихъ для объясненія особенностей талмудическаго учѳнія о посмертномъ со- стояніи и конечной участи людей 154 50Г Вліяніѳ на ученіѳ талмудистовъ со стороны народныхъ эсхатологичесвихъ представлений, вращавшихся въ за¬падной Азіи. Разнообразіѳ этого вліянія ........ 159 Вліяніѳ на прѳдставлѳнія талмудистовъ относительно связи между душой и тѣломъ умершаго чѳдовѣка со стороны ѳгиптянъ, сиро-финикіанъ и пѳрсовъ 165 Вліяніѳ на прѳдставленія талмудистовъ о возможности сно- шѳній съ душами умершихъ со стороны аодобныхъ же прѳдставлѳній ассиро-вавидонцѳвъ 178 58. Вліяніѳ на представленія талмудистовъ о загробномъ мірѣ со стороны ассиро-вавилонцѳвъ и пѳрсовъ 177 Вдіяніѳ на представдѳнія талмудистовъ относительно обстоя- тѳяьствъ воскресенія со стороны прѳдставленіЙ ассиро- ваввлонцевъ и пѳрсовъ 189 Вліяніе на талмудическія прѳдставлѳнія о судѣ надъ умер- шими со стороны представдѳній ассиро вавилонсвихъ и египетскихъ 197 Объяснѳніѳ талмудическаго учѳнія о частичности бѳзсмѳртія и воскрѳсѳнія изъ раввинсваго взгляда на зпачѳніе за- кона 200 Общее закдючѳніѳ относительно происхожденія талмудиче- скаго учѳнія о посмертномъ состояніи и конечной участи людей 203 ЧАСТЬ III. Вліяніе тапмудичеек&го ученія о посмертномъ еоетовнін и конечной участи людей на эехато* логическая представлен!» іудеевъ, магометанъ н христіанъ. §§ 58. Естественность и необходимость вліянія талмудической эсха- тологіи на послѣдующую эсхатологію 207 СТРАН. ГЛАВА ѴП. Вліяніе талмудическаго ученія о посмертномъ состояніи и конечной участи людей на эсхатологическія прѳдставленія послѣдующаго іудейства. §§ 59. Въ чемъ обнаруживается вііяніе талмудической эсхатояогіи на іудеевъ? 208 Отраженіѳ талмудической эсхатологіи въ мидрашахъ л трак- татахъ 209 Отражѳніе въ мидрашахъ и травтатахъ талмудическаго уче- нія о смерти и ея обстоятѳльствахъ 212 Отраженіѳ талмудическаго ученія о посмертномъ состояніи чедовѣка до времени воскресѳнія—въ учѳніи мидрашѳй о томъ же 219 Отраженіѳ талмудическаго учѳнія о возможности сношѳнія съ загробнымъ міромъ въ ученіи мидрашѳй о томъ же . 233 Отраженіѳ талмудическаго учѳнія о вооврѳсѳніи умершихъ въ учѳніи мидрашѳй о томъ же 235 Отражѳніе талмудическаго учѳнія о будущей жизни въ уче- ніи мидрашѳй о томъ же 238 Отражѳніѳ талмудическаго ученія о посмертномъ состоянии и конечной участи людей въ ученой раввинской лито- ратурѣ, до времени М. Маймонида ' , . 243 .Отраженіѳ талмудическаго ученія о посмертномъ состояніи и конечной участи людей въ учѳніи Моисея Маймонида . 249 Отраженіѳ талмудическаго ученія о посмертномъ состояніи * и конечной участи людей въ ученой раввинской лите- ратурѣ, послѣ Моисея Маймонида 266 Отражѳніѳ талмудическаго ученія о посмертномъ состояніи и конечной участи людей въ ѳвреЙскихъ ѳвлотіахъ и молитвахъ 279 Отражѳніе талмудическаго ученія о посмертномъ состояніи и конечной участи людей въ погрѳбальныхъ в поминаль- ннхъ обычаяхъ у вврѳѳвъ 285 §§ .71. Общее завяюченіѳ относительно отражѳнія талмудическаго ученія о посмертномъ состояній и конечной участи лю- дей въ іудействѣ 288 ГЛАВА ѴШ. Вліяніе талмудическаго учѳнія о посмертномъ состояніи и конечной участи людей на эсхатологичѳскія представленія магометанъ. §§ 72. Нсторпчѳскія обстоятельства, обусдовливавшія зависимость магометанской эсхатологіи отъ талмудической 289 §§ 73. Учѳніе Корана о смерти и лосмѳртномъ состояніи чѳловѣва до времени его воскрѳсѳнія, соотносительно съ талмуди- ческимъ учѳнівмъ 292 Ученіе Корана о восврѳсѳніи, соотносительно съ талмуди- ческимъ учѳніѳмъ 295 Ученіѳ Корана о послѣднѳмъ судѣ, соотносительно съ тадму- дичѳсвимъ ученіемъ 298 Ученіѳ Корана о жизни людей по воснрѳсѳяіи, соотноси* теяьно съ талмудиче скимъ ученіѳмъ 302 Общее вакяючѳніѳ объ отношѳніи эсхатологичѳскихъ пред- ставлѳній Корана къ талмудичѳсвимъ 305 ГЛАВА IX. Вліяніе талмудичѳскаго ученія о лосмертномъ состояніи и конечной участи людей на эсхатологическія представлѳнія христіанъ. Обстоятельства, слособствовавшія проникновѳнію талмуди- чѳскихъ эсхатологичесвихъ прѳдставлѳній въ сознаніѳ христіанъ 308 Въ какихъ пунвтахъ было возможно вліяніѳ талмудичѳскаго ученія о посмѳртномъ состояніи и конечной участи лю¬дей на эсхатологичѳсвія представленія христіанъ? . . . 819 Отражѳніѳ талмудичесвихъ прѳдставленій о процѳссѣ и об- стоятельств ахъ смерти въ христіансвихъ эсхатологичѳс- вихъ арѳдставлѳніяхъ 320 Отражѳніе тапмудичѳснихъ прѳдставлѳній о состояніи людей лослѣ смерти до воскресенія въ христіансвихъ эсхатояо- гичѳскихъ представленіяхъ 824 Отражѳніѳ тадмудичесваго учѳнія о времени до и посдѣ во- сврѳсенія въ прѳдставдѳніяхъ христіацсвихъ писателей . 385 88. Отраженіе таямудичѳскаг^о ученія о свойствахъ тѣдъ вос- крѳспгахъ въ представлѳніяхъ христіансвихъ писателей .• 841 84. Завдючѳніѳ касательно отраженія талмудичѳскаго ученія о посмертномъ состояніи и конечной участи людей въ . эсхатологичѳскихъ Ііредставяеніяхъ христіанъ , . . . . 345 Общее заключеніѳ *347 Троицкий Иван Гаврилович Известный ученый-востоковед, гебраист, историк, филолог, богослов, исследователь в области библейской археологии. Родился в Пензенской губернии. В 1882 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1882–1883 гг. был преподавателем Курской духовной семинарии, после чего перешел в Санкт-Петербургскую духовную академию, где сменил своего учителя, видного востоковеда Д. А. Хвольсона, на кафедре еврейского языка. В 1885 г. защитил диссертацию на степень магистра богословия, а в 1904 г. был удостоен степени доктора богословия. С 1910 г. — заслуженный ординарный профессор. В 1918 г. был назначен исполняющим обязанности проректора Петроградской академии. После ее закрытия заведовал Восточным отделом Государственной публичной библиотеки (Ленинград) и ее Еврейским отделением.
Магистерская работа И. Г. Троицкого была посвящена библейской истории эпохи судей, а докторская — эсхатологии Талмуда ("Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, его происхождение и значение в истории эсхатологических представлений"). Но главным его трудом стала "Библейская археология" (1913); в ее основу были положены его лекции, прочитанные в Санкт-Петербургской духовной академии в 1883–1910 гг. Книга содержит подробное обозрение как письменных источников, так и материальных памятников, связанных с Ветхим Заветом, очерк библейской географии, описание религиозного, общественного и домашнего быта в ветхозаветные времена. Большое место в книге занимает вопрос соотношения между Ветхим Заветом и культурами Древнего Востока, которому автор посвятил и ряд отдельных очерков. Им также были написаны статьи, освещающие важнейшие археологические открытия в Палестине, толкования и комментарии Книги пророка Исайи и Книги Судей, исследования в области древнееврейского языка. |