Обложка Ефимова Е.А. Военная (оборонная) работа с пионерами и школьниками в 1927–1941 гг. Некоторые организационно-педагогические аспекты
Id: 276277
739 руб.

Военная (оборонная) работа с пионерами и школьниками в 1927–1941 гг.
Некоторые организационно-педагогические аспекты

URSS. 2021. 200 с. ISBN 978-5-9519-2257-1.
  • Твердый переплет

Аннотация

В настоящей книге на большом фактическом материале освещаются вопросы организации и содержания военной (оборонной) работы с пионерами и школьниками в 1927–1941 гг. Рассматриваются аспекты взаимодействия общеобразовательных учреждений и детской общественной (пионерской) организации в работе по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков. Значительное внимание уделено игровой составляющей оборонной работы с детьми в довоенные ...(Подробнее)годы. Издание иллюстрировано фотографиями из фондов Музея истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы».

Для историков педагогики, исследователей истории детского движения и социально-политической истории СССР предвоенных лет, руководителей детских общественных организаций, всех интересующихся данными проблемами.


Оглавление
Оглавление3
Введение5
Глава 1. Термин «военизация»8
Глава 2. Военизация до 1927 года11
Глава 3. «Военная тревога» 1927 года и работа с детьми в руководящих документах Центрального Бюро юных пионеров при ЦК ВЛКСМ и Наркомпроса15
Глава 4. Добровольные общества в работе с детьми24
Глава 5. Военные игры на местности 1920-х годов31
Глава 6. I Всесоюзный слет пионеров (1929)44
Глава 7. Макаренковская «военизация»47
Глава 8. 1931–1936: готов к труду и обороне57
Глава 9. ГТО и БГТО60
Глава 10. Детские оборонные значки 1930-х годов67
Глава 11. Концепция военно-политического воспитания школьников87
Глава 12. Военные игры 1930-х годов94
Глава 13. Оборонные игры и игрушки108
Глава 14. Пионерские полки и батальоны116
Глава 15. Пионерские лагеря и походы122
Глава 16. 1936–1941: война на пороге143
Глава 17. Внешкольная оборонная работа второй половины 1930-х годов149
Глава 18. Начальная и допризывная подготовка учащихся; школа и пионерская организация в 1939–1941 годах155
Глава 19. О строевой подготовке отрядов161
Глава 20. Военные игры предвоенных лет168
Глава 21. Оборонные соревнования пионеров и школьников176
Заключение181
Фотоальбом183

Введение
В разные периоды истории нашего государства работа по подготовке молодого поколения к эффективной и сознательной деятельности по охране и защите своей страны велась с разной интенсивностью и эффективностью, с превалированием тех или иных ее сторон, с неодинаковой мотивировкой и с употреблением весьма различной терминологии. Причины этого кроются в связи тенденций общеисторических, общеполитических, общекультурных и педагогических.

Хронологические рамки данной работы обусловлены периодизацией общеполитической истории нашей страны. 1927 год во многом стал поворотным, знаменовав собой начало существенного периода в отечественной истории. Усложнение международной обстановки повлекло за собой, в частности, перестройку армии; на этом фоне предпринимались первые шаги перспективного планирования, создание основ тяжелой промышленности, в том числе и военного комплекса. Верхняя хронологическая граница логически обозначает начало Великой отечественной войны.

Источниками послужили программные документы ЦБ ДКО (ЦБ юных пионеров) при ЦК ВЛКСМ, ЦК ВЛКСМ, ЦК ВКП(б), Народного комиссариата просвещения РСФСР, материалы Всевобуча и Осоавиахима, методические разработки в области военной, физкультурной, летней пионерской работы, тексты устных и письменных выступлений пионерских и комсомольских работников, политических деятелей (опубликованные и неопубликованные); сборники игр, указания по сдаче норм на оборонные значки, материалы педагогической, пионерской, вожатской периодики.

Отечественная литература, посвященная вопросам военно-патриотического воспитания, очень обширна. Как отмечает автор одной из недавних интересных работ, уральский историк О. Ю. Никонова, большая часть изданий носит прикладной, методический характер . Добавим от себя, что даже при обращении к историческим сюжетам, авторы концентрируются на организационной стороне работы: система мероприятий, даты этапных событий, количественные показатели. Обобщения, анализа эволюции педагогических методов оборонной работы (или же военно-патриотического воспитания подрастающего поколения) нам обнаружить не удалось. Между тем эта работа велась весьма результативно, место ее в общественно-политической жизни было велико, количественные и качественные результаты значительны.

Обобщить соображения о педагогических методах этой работы тем более интересно, что высказывались они, как правило, попутно, специалистами не в области педагогики, а в области военного дела или в области общественной работы с детьми и взрослыми, и поэтому носили характер не теоретический, а сугубо практический, шли от жизни, от работы, были выстраданы авторами и проверены на практике.

В работе не затрагиваются вопросы содержания и формы оборонной работы кино, театра и детской литературы предвоенных лет, эти сюжеты могут стать темами отдельных исследований.

Работа с подрастающим поколением в рассматриваемый период занимала одно из существенных мест в многоаспектной палитре военизации советского общества.


Об авторе
Ефимова Е.А.
Историк-архивист по образованию, кандидат педагогических наук. Старший методист Музея истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы» (бывший Московский городской Дворец пионеров и школьников). Автор работ по истории педагогики, истории игровой культуры, истории пионерского и скаутского движений, истории Московского городского Дворца пионеров и школьников.