URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности: Избранное Обложка Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности: Избранное
Id: 276221
699 р.

Исторические очерки русской народной словесности:
Избранное. Изд. стереотип.

URSS. 2021. 424 с. ISBN 978-5-9710-9054-0.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1861 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося русского филолога, литературоведа, фольклориста и историка искусства Ф.И.Буслаева (1818–1897), в которой представлены статьи, посвященные исследованию русской народной словесности. Автор рассматривает различные формы народной словесности --- эпическую поэзию, пословицы, сказки, мифические предания о человеке и природе, исследуя таким образом основы национальной самобытности русского... (Подробнее)


Оглавление
top
 I. Эпическая поэзия
 II. Русский бытъ и пословицы
 III. Мифическия предания о человеке и природе
 IV. Областныя видоизменения Русской народности
 V. Славянския сказки
 VI. Древнейшия Эпическия предания Славянскихъ племенъ
 VII. Русская поэзия XI и начала XII века
 VIII. Русский народный эпосъ
 IX. О народной поэзии въ древней русской литературе

I. Эпическая поэзия (отрывок)
top

I. Языкъ. Периодъ до-исторический

Въ самую раннюю эпоху своего бытия народъ имеетъ уже все главнейшия нравственныя основы своей национальности въ языке и мифологии, которые состоятъ въ теснейшей связи съ поэзиею, правомъ, съ обычаями и нравами. Народъ не помнитъ, чтобы когда нибудь изобрелъ онъ свою мифологию, свой языкъ, свои законы, обычаи и обряды. Все эти национальныя основы уже глубоко вошли въ его нравственное бытие, какъ самая жизнь, пережитая имъ въ течение многихъ до-историческихъ вековъ, какъ прошедшее, на которомъ твердо покоится настоящий порядокъ вещей и все будущее развитие жизни. Потому все нравственныя идеи для народа эпохи первобытной составляютъ его священное предание, великую родную старину, святой заветъ предковъ потомкамъ. Слово есть главное и самое естественное орудие предания. Къ нему, какъ къ средоточию, сходятся все тончайшия нити родной старины, все великое и святое, все, чемъ крепится нравственная жизнь народа.

Начало поэтическаго творчества теряется въ темной, до-исторической глубине, когда созидался самый языкъ; и происхождение языка есть первая, самая решительная и блистательная попытка человеческаго творчества. Слово – не условный знакъ для выражения мысли, но художественный образъ, вызванный живейшимъ ощущениемъ, которое природа и жизнь въ человеке возбудили. Творчество народной фантазии непосредственно переходить отъ языка къ поэзии. Религия есть та господствующая сила, которая даетъ самый решительный толчекъ этому творчеству, и древнейшие мифы, сопровождаемые обрядами, стоятъ на пути созидания языка и поэзии, объемлющей въ себе все духовные интересы народа.

Состоя въ неразрывной связи съ верованьемъ, закономъ, нравственнымъ поучениемъ, съ обрядомъ и обычаемъ, первыя словесныя произведения народа носятъ на себе характеръ религиозный и поучительный. Удовлетворяя, такъ сказать, теоретическому пониманью, они имеютъ и практическое значение обряда. Эта цельность духовной жизни, отразившаяся въ слове, всего нагляднее определяется и объясняется самимъ языкомъ; потому-что въ немъ одними и теми же словами выражаются понятия: говорить и думать, говорить и делать; делать, петь и чародействовать; говорить и судить, рядить; говорить и петь; говорить и заклинать; спорить, драться и клясться; говорить, петь, чародействовать и лечить; говорить, видеть и знать; говорить и ведать, решать, управлять. Все это разнообразие понятий, соединенныхъ съ значениемъ слова, подчиняется, какъ увидимъ, одному основному убеждению, глубоко-вкоренившемуся въ народе.

1) Говорить и мыслить. Слово гадать у насъ значитъ собственно думать; въ малорусской поэзии гадать употребляется какъ синонимъ глаголу думать, въ обычномъ тавтологическомъ выражении: думаетъ-гадаетъ (думае-гадае); у западныхъ же Славянъ, у Поляковъ, Чеховъ гадать (gadac', hadati) значитъ говорить, точно такъ-же, какъ и въ санскрите гад говорить, въ литовскомъ gadijos называюсь, и съ переменою г въ ж (какъ у насъ годить и ждать) z'adas языкъ, речъ, z'odis слово; кельтск. gadh слово, звукъ. Наши предки чувствовали въ слове "гадать" соединение двухъ понятий: мыслить и говорить, что очевидно изъ толкования неудобь-познаваемымъ речамъ (Калайд. Ион. Екс. Болг. 197), въ которомъ, междупрочимъ, объясняется: "гадание – секревенъ глаголъ", то-есть сокровенное слово, нетолько мысль вообще, но и таинственное изречение, а также ворожба, потому-что гадать значитъ и ворожить, а вместе и изрекатъ непонятныя слова – загадывать.

2) Говорить и делать, управлять; говорить и судить, рядить. До-сихъпоръ еще у насъ въ языке сохранилась частица де, въ старину дей – остаток глагола деяти въ значении говорить, какъ читаемъ въ Ипат. Списке Летоп. 57: "Бога еси почестилъ, аже дееши: ты мой еси отецъ". У Чеховъ, дею, дети (djm, djti) значитъ говорить. Такъ-какъ съ понятиемъ дела постоянно соединяется мысль о его качестве, то-есть, дело правое, или неправое, то весьма-естественно правда могла получить смыслъ дела, и правитъ  – делать, потому въ старинномъ языке часто встречаемъ, вместо делать, править. Въ Ипат. Списке Летоп. 60: "сего не правьте", то-есть не делайте; какъ и теперь говорятъ: челобитье править, поклонъ править...


Об авторе
top
dop Федор Иванович Буслаев (1818–1897)

Выдающийся филолог, педагог, историк искусства. Академик Петербургской академии наук (1860). В 1838 г. окончил Московский университет. Учился у лингвиста И.И.Давыдова, историка и этнографа М.П.Погодина, литературоведа С.П.Шевырева. Преподавал русский язык в московских гимназиях. В 1847–1881 гг. – профессор Московского университета.

В круг его научных интересов входили история русского языка, сравнительное языкознание, палеография, история русской и западноевропейской литературы, фольклор русского народа и народов Востока, этнография, история искусств, археология. В исследованиях по русскому языку выступил сторонником сравнительно-исторического метода. Ф.И.Буслаев стремился установить связь истории языка с жизнью народа, с его нравами, обычаями, преданиями и верованиями. Он также занимался филологическим исследованием и изданием древних рукописей. В литературоведении и фольклористике Ф.И.Буслаев – один из основоположников отечественной мифологической школы; ему принадлежит выдающаяся роль в формировании в России научного изучения литературы и народной поэзии, древнерусского и византийского искусства.