От автора11 |
Как было прервано Вавилонское столпотворение и появилось так много языков |
Глава первая Языки -- близкие и дальние родственники. Но какой язык был самым первым?17 |
| 1. | Языки дружат семьями |
| 2. | Как устанавливают родство языков |
| 3. | Соседство, труд, торговля -- роднят даже дальние языки |
| 4. | Смешные ошибки толкователей-любителей |
| 5. | Есть ли связь между человеческими расами и языками народов? |
| 6. | О языке-прародителе |
| 7. | Существовал ли ностратический праязык? Или его придумали? |
| 8. | Можно ли отыскать "самый первый" язык? |
Глава вторая Язык человека и "языки" животных. "Большой взрыв" в эволюции человечества38 |
| 1. | Когда человечество заговорило? |
| 2. | Неандертальцы уже разговаривали? |
| 3. | Удастся ли побеседовать с дельфином? |
| 4. | Как пытались обучать обезьян понимать человеческую речь |
| 5. | Язык человека принципиально отличается от "языков" животных! |
| 6. | Животные разговаривают только в сказках |
| 7. | Можно ли обезьяну сделать… говорящей? |
| 8. | Слово как сигнал сигналов |
| 9. | Открыт ли ген, ответственный за речь человека? |
| 10. | С какого "языка" началось говорение? |
Глава третья Развитие мозга и становление речи64 |
| 1. | Мозг ребенка спешит "заговорить" |
| 2. | Что такое "членораздельная речь" |
| 3. | Как мозг "разговаривает" и как "понимает", что ему говорят |
| 4. | Генератор речи |
| 5. | Приемник речи |
| 6. | Внимание! Внезапные нарушения или потеря речи -- сигнал тревоги! |
| 7. | Почему дар речи заложен именно в левом полушарии мозга? |
| 8. | Наследуется не знание какого-то языка, а только способность научиться любому языку |
| 9. | Как помогать развитию речи ребенка |
| 10. | Пусть малыш болтает -- это ему полезно |
| 11. | Заикание как проблема мозга |
| 12. | Внутренняя речь -- разговор с самим собой |
| 13. | Внутренняя речь пробуждает у нас "свободу воли" |
| 14. | Язык нам дан для того, чтобы… скрывать наши мысли |
| 15. | Можно ли обмануть "детектор лжи"? |
| 16. | Как прочитать тайные мысли человека? |
Глава четвертая Как народы учились писать и читать1 |
| 1. | История письменности началась с картинок |
| 2. | Затем научились рисовать слово |
| 3. | Шампольон разгадал тайну иероглифов! |
| 4. | Индийцы пишут "по слогам" |
| 5. | Финикийцы -- изобретатели букв |
| 6. | Кто такие были финикийцы -- изобретатели первой азбуки? |
| 7. | Почему "А" стало первой буквой в алфавите? |
| 8. | Финикийская азбука -- предок почти всех азбук мира, включая русскую |
| 9. | Как удобнее писать: слева направо? Или "наоборот"? |
| 10. | Когда появилась своя азбука у славян |
| 11. | Разве Я -- последняя буква…?! |
| 12. | Как реформировали русскую грамоту |
| 13. | Что важнее -- удобство или традиции? |
| 14. | Искусство полезного чтения |
| 15. | Придумают ли всемирную письменность? |
Глава пятая Чудо возрождения "мертвого" языка137 |
| 1. | Рождение первого ивритянина |
| 2. | Уроженец еврейского местечка задумал вернуть к жизни древний язык |
| 3. | Откуда пошел иврит? |
| 4. | Арамейский -- международный язык Древнего Востока |
| 5. | Как Библия вошла в языки мира |
| 6. | Безвестный пастух искал утерянную козу. А нашел утерянный мост между Ветхим и Новым Заветом |
| 7. | Языки, на которых говорили евреи |
| 8. | Элиэзер Бен-Йегуда осуществил свою мечту. Он стал основателем современного иврита |
| 9. | Война языков: йидиш или иврит? -- Победа иврита |
| 10. | Для возрожденного языка потребовались новые, современные слова |
| 11. | Судьба первого ивритянина |
| 12. | Иврит в русском и русский в иврите |
Глава шестая Откуда произошло ваше имя? Имя и судьба154 |
| 1. | Откуда пошли имена |
| 2. | Иванов, Петров, Сидоров… |
| 3. | Под защитой "богоносного" имени -- на всю жизнь |
| 4. | Как звали Спасителя. Не каждый Иуда -- предатель |
| 5. | Как красиво звучат имена античных героев! |
| 6. | Влияет ли на судьбу человека его имя? |
| 7. | Почему Придворов стал Бедным, а Пожаров -- Остужевым? |
| 8. | Какие имена выбирает писатель для своих героев |
Глава седьмая Топонимика -- это наука об имени места. Она важна для истории!168 |
| 1. | Откуда берутся названия мест -- топонимы |
| 2. | Свидетельства о народах -- предшественниках россиян |
| 3. | Несколько слов о "народной топонимике" |
| 4. | Переименовать!!! -- Чтобы не помнили, какой народ здесь жил раньше! |
| 5. | Дед -- родом из Рыбинска, его сын -- из Щербакова, внук -- из Андропова. Мог ли правнук родиться… в том же Рыбинске? |
| 6. | Спустя почти сто лет Петроград -- Ленинград стал… снова Санкт-Петербургом |
| 7. | Сам народ зачастую называет себя не так, как зовем его мы |
Глава восьмая Родной язык и "чужие" языки. Взаимообогащение или… обеднение?181 |
| 1. | Откуда Русь пошла? |
| 2. | … И откуда пошел русский язык? |
| 3. | Слова-долгожители -- основа русского языка |
| 4. | Сможете ли вы самостоятельно прочитать в оригинале "Слово о полку Игореве"? |
| 5. | Родной язык -- защитник национального достоинства |
| 6. | Прежние товарищи превратились в господ |
| 7. | Языковой барьер как часть "железного занавеса" |
| 8. | "Языковой" удар по отечественной науке |
| 9. | Вторжение языка-агрессора -- польза или вред? |
Глава девятая Язык и личность человека. Курьезы языка198 |
| 1. | Чем занимается новая наука -- психолингвистика? |
| 2. | Как говорят "правильно" и как говорят "неправильно" |
| 3. | Слова-паразиты |
| 4. | Оговорки -- о чем они говорят? |
| 5. | Русский мат -- эмоции? Национальная гордость? Или нечто иное? |
| 6. | Слова-"ошибки" |
| 7. | "Рынду бей!" и "Держи бабу на полундре!" |
| 8. | Диссертацию не пробуют на зуб, а кавалькада -- не кортеж! |
Глава десятая Учить иностранные языки -- польза и для дела, и для мозга214 |
| 1. | Сколько языков ты знаешь -- столько раз ты человек |
| 2. | Каждый новый язык -- это новая программа, записанная в мозгу |
| 3. | С какого языка начинается путь "полиглота"? |
| 4. | Не полагайтесь на "разговорники"! |
| 5. | Когда и как учить иностранный язык? |
| 6. | Этапы освоения языка. Как проверить свой уровень знаний? |
| 7. | Зри в корень! |
| 8. | Будьте осторожны: "чужой" язык -- не "свой"! |
| 9. | Можно ли выучить язык… во сне? Или: Утро вечера мудренее |
| 10. | Чей мозг лучше овладевает языком -- мужской или женский? |
| 11. | Можно ли выучить новый язык в пожилом возрасте? Освоение иностранного языка -- защита от болезни Альцгеймера |
Глава одиннадцатая Один язык для всего мира -- это миф? Или будущее человечества?236 |
| 1. | Создателю нового языка уже стукнуло бы полтораста лет |
| 2. | Выучить эсперанто? -- Легче легкого! |
| 3. | Попытки улучшить эсперанто особого успеха не имели |
| 4. | Эсперанто -- надежда человечества? |
| 5. | Вслед за восторгом -- разочарование |
| 6. | Обратиться к праязыку? |
Заключение246 |
| 1. | Наш предок стал ЧЕЛОВЕКОМ, когда ЗАГОВОРИЛ |
| 2. | В начале было слово… |
| 3. | Взгляд в будущее |
Книги для любознательных252 |