URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Никитина Е.А. Познание. Сознание. Бессознательное Обложка Никитина Е.А. Познание. Сознание. Бессознательное
Id: 276155
552 р.

Познание.
Сознание. Бессознательное. Изд. стереотип.

URSS. 2021. 222 с. ISBN 978-5-9710-9045-8.
Белая офсетная бумага
• Эпистемология в условиях дифференциации и интеграции научного знания.
• Субъект, сознание, бессознательное в натуралистическом направлении эпистемологии.
• Проблема сознания и бессознательного в информационно-технологическом направлении эпистемологии.
• Субъект, сознание, бессознательное в гуманитарном и социальном направлениях эпистемологии.
• Сознание и бессознательное как способы познания.

Белая офсетная бумага.

Аннотация

В настоящей книге исследуется проблема эпистемологического статуса сознания и бессознательного. Сознание и бессознательное рассматриваются как способы познания: мы знаем больше, чем осознаем. Особенностью представленного подхода является обсуждение проблемы в контексте роста разнообразия направлений современной эпистемологии, а также в условиях формирования междисциплинарных комплексов научных дисциплин, исследующих познание. Автор опирается... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Глава 1. Эпистемология в условиях дифференциации и интеграции научного знания
 1.1.Современная эпистемология: направления, подходы, концепции
 1.2.Междисциплинарные исследования познания
 1.3.Субъект познания, стиль мышления и научная рациональность
Глава 2. Субъект, сознание, бессознательное в натуралистическом направлении эпистемологии
 2.1.Классические проблемы натуралистического направления эпистемологии
 2.2.Неклассические тенденции: об эпистемологическом статусе бессознательного
 2.3.Проблема "сознание – мозг" и перспективы ее решения: успехи экспериментальных наук, методологические новации или смена парадигмы?
 2.4.Эволюционная эпистемология: познание как адаптивный процесс, субъект как эволюционная "находка"
 2.5.Сознание и бессознательное как взаимосвязанные функциональные системы
Глава 3. Проблема сознания и бессознательного в информационно-технологическом направлении эпистемологии
 3.1.Информационно-технологическое направление эпистемологии: подходы и концепции
 3.2."Антропологический" поворот в методологии когнитивной науки. Эпистемология и когнитивная наука
 3.3.Субъект как процесс. Информационные аспекты исследования сознания и бессознательного
Глава 4. Субъект, сознание, бессознательное в гуманитарном и социальном направлениях эпистемологии
 4.1.Гуманитарное и социальное измерения познания
 4.2.Онтология субъекта, смыслы сознания и проблема обоснования философии в феноменологии
 4.3.Экзистенциальные аспекты познания: субъект как проект
 4.4.Коммуникация, диалог, понимание. "Я" и "Другой"
 4.5.Проблема субъекта познания в русской религиозной философии конца XIX – начала XX века
 4.6.Субъект, личность, идентичность
 4.7.Структуры коллективного субъекта: коллективное сознание и коллективное бессознательное
Глава 5. Сознание и бессознательное как способы познания
 5.1.Методологические аспекты концептуализации представлений о сознании и бессознательном
 5.2.Сознание и бессознательное как способы познания: мы знаем больше, чем осознаем
Заключение

Введение
top

Актуальность темы обусловлена рядом факторов, и прежде всего необходимостью дальнейшего развития теории познания в условиях роста разнообразия направлений и концепций современной эпистемологии. В настоящее время интенсивно развивается проблематика неклассической эпистемологии, формируется проблемное поле постнеклассической теории познания: исследуются социокультурная обусловленность познания, его эволюционный характер, а также процессуальные и коммуникативные аспекты познания. В результате диверсификации в эпистемологии выделился ряд направлений, различающихся методологией исследования, трактовкой познания, субъект-объектного отношения.

В различных направлениях эпистемологии субъект познания предстает как субъект природный, отражающий, понимающий, рефлексирующий, интерпретирующий, конструирующий, говорящий, действующий, принимающий решения. И это естественно, так как в современной философии субъект – это конкретный телесный индивид, существующий в пространстве и времени, включенный в определенную культуру, имеющий биографию, находящийся в коммуникативных, социальных и иных отношениях с другими людьми.

В эпистемологии накопились данные о сложной структуре субъекта познания и существенной роли динамики сознания и бессознательного в познавательной деятельности человека. При этом потребность в исследовании сложной структуры субъекта познания существует не только в философской теории познания, но и в частных науках, так как эволюция научной рациональности свидетельствует о возрастании роли субъекта, средств и операций его деятельности, ценностно-целевых структур в научном познании.

Соответственно, возникла необходимость в исследовании и систематизации подходов к осмыслению сознания и бессознательного в эпистемологии. Вместе с тем в эпистемологии придание бессознательному равного с сознанием философского статуса хотя и не вызывает в настоящее время принципиальных возражений, но тем не менее нуждается в дополнительном обосновании, а также соотнесении со сложившейся в советский период отечественной философской и психологической традицией исследования бессознательного. В психологии, отметим, бессознательное в настоящее время имеет статус научного понятия. Последний крупный коллективный труд обобщающего характера по бессознательному "Бессознательное: природа, функции, методы исследования" (в 4 т.) был издан в СССР более четверти века назад. В итоговом, четвертом томе коллективной монографии (1985) были обобщены результаты дискуссии, состоявшейся на II Международном симпозиуме по бессознательному в 1979 г. в Тбилиси. При этом отмечалось, что, несмотря на обширный феноменологический материал, свидетельствующий об участии бессознательного в познании, а также многообразные исследования в психологии и смежных дисциплинах (психофизиологии, психиатрии и т.д.), систематизация данных материалов затруднена по ряду причин методологического характера, в том числе изНза существенных различий в исходных концептуальных установках, большого числа подходов и точек зрения, недостаточной дифференциации философской (гносеологической) и психологической трактовок бессознательного. Как представляется, диверсификация современной эпистемологии создала более благоприятные методологические условия для решения данной проблемы.

Одновременно необходимо отметить, что в результате интенсивного развития нейронаук, когнитивной науки и других экспериментальных дисциплин накоплен значительный массив экспериментальных данных о функционировании мозга, о нейрофизиологических, психофизиологических, психологических основах сознательной и бессознательной деятельности субъекта, взаимосвязи сознания, бессознательного и мозга, способных оказать влияние на направление философских исследований познания, сознания, бессознательного. Соответственно, возникает необходимость во включении результатов современных экспериментальных исследований в эпистемологический дискурс.

Вместе с тем человек как субъект – это не только сложная структура, но и "высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного. Такая целостность формируется в ходе исторического и индивидуального развития людей. Будучи изначально активным, человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности".

С позиций осмысления сложной структуры субъекта познания и вместе с тем целостности субъекта приобретает актуальность исследование сознания и бессознательного как взаимодополнительных, взаимообусловленных, соотносительных процессов в аспекте функций, которые сознание и бессознательное выполняют в познании, а также функций, которые выполняет познание в деятельности человека. Изучение диалектики сознания и бессознательного в познавательной деятельности субъекта актуально также в контексте современных данных о продолжающейся когнитивной эволюции человека.

Обращение к современным дискурсам и концепциям познания, т.е. спорам о познании и его сущности в различных направлениях современной эпистемологии, показало, что в современной эпистемологии существует проблема междисциплинарного взаимодействия. Действительно, как непротиворечиво объединить экспериментальные данные о функционировании мозга, о взаимосвязи сознания и мозга, полученные в нейронауках, с результатами психофизиологических, психологических исследований и данными об эволюционной и социокультурной обусловленности познания, о коммуникативных аспектах познания, выводами феноменологической социологии, археологии знаний, компьютерных и когнитивных наук?

Решение данной задачи возможно, как представляется, на основе комплексной методологии, которая позволит интегрировать исследования и знания из самых различных научных областей, представить познание, сознание, бессознательное как целостный процесс и избежать проблем, возникающих при непосредственном соотнесении различных уровней активности субъекта познания.

Есть основания полагать, что системно-информационный подход в сочетании с другими методологическими подходами: структурно-функциональным, эволюционным, деятельностным, коммуникативным, культурно-историческим и т.д. – позволит объединить различные эпистемологические стратегии (натуралистические, информационно-технологические, социально-гуманитарные и т.д.), а также исследование различных аспектов познавательной деятельности, описать структуру и динамику субъективного мира на основе объективных показателей, определить и концептуализировать представления об эпистемологическом статусе осознаваемых и неосознаваемых процессов в структуре познавательной деятельности.


Об авторе
top
photoНикитина Елена Александровна
Окончила философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова в 1979 г. Доктор философских наук, профессор кафедры философии, социологии и политологии Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета). Член Научного совета Отделения общественных наук РАН по методологии искусственного интеллекта и Научно-технического совета МИРЭА. Организатор серии междисциплинарных конференций «Становление информационного общества в России: философские, политические, социокультурные проблемы» (2001, 2002, 2003; МИРЭА) и др. Член редакционной коллегии энциклопедии «Глобалистика» (2003) и международного междисциплинарного энциклопедического словаря «Глобалистика» (2006). Участница Всемирных философских конгрессов (Стамбул, 2005; Сеул, 2008).

Область научных интересов: эпистемология, философия сознания, философские проблемы бессознательного, философия науки и техники, философско-методологические проблемы междисциплинарных исследований искусственного интеллекта. Е. А. Никитина — автор более 80 научных работ, в том числе книг «Философия науки (основные проблемы)» (2006; 2009), «Проблема единства сознания в эпистемологии» (2007) и ряда статей: «Неявное знание: методология исследования», «Искусственный интеллект: философия, методология, инновации», «В поисках утраченного единства сознания: исчезло ли „Я“»?, «Актуальные философские проблемы искусственного интеллекта» и др.