URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Афасижев М.Н. Изображение и слово в эволюции художественной культуры: Первобытное общество Обложка Афасижев М.Н. Изображение и слово в эволюции художественной культуры: Первобытное общество
Id: 276146
920 р.

Изображение и слово в эволюции художественной культуры:
Первобытное общество. № 11. Изд. стереотип.

URSS. 2021. 222 с. ISBN 978-5-9519-2225-0.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет
Белая офсетная бумага.

Аннотация

В исследовании анализируется и обобщается возникновение изображения и слова в первобытную эпоху. Для обоснования их функций, взаимоотношений и взаимодействий автор обращается к многочисленным материалам по исследованию первобытного искусства зарубежными и отечественными учеными, а также к современной психофизиологии, на основании которых в работе по-новому трактуется характер и структура эстетической потребности как энергетической... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Введение
1Структура и функции эстетической потребности человека
 1.Функциональные потребности живых организмов как психобиологическая предпосылка возникновения эстетической деятельности
 2.Игра как предпосылка эстетической деятельности
 3.Охотничья пляска: формы и функциональная направленность
2Образ и слово в религиозных обрядах и ритуалах первобытного общества
 1.Предварительные замечания
 2.Функции изображения и слова в шаманских ритуалах
3Возникновение и роль словесной речи
 1.Психофизиологические предпосылки возникновения словесной речи
 2.Детская речь: истоки и основные характеристики развития
 3.Предпосылки и истоки возникновения языка в первобытную эпоху
 4.Эстетический характер звуковой речи
4Роль слова в происхождении религии
 1.Предпосылки возникновения первичных форм религиозного сознания
 2.Возникновение мифологии и ее функции в первобытном обществе
 3.Антропологическая детерминация мифа и искусства
 4.Структурно-функциональные особенности поэтического текста
5Изобразительное искусство в первобытную эпоху
 1.Постановка проблемы возникновения изобразительного искусства
 2.Психофизиологические основы эстетического восприятия действительности
 3.Предпосылки возникновения изобразительной деятельности
 4.Изобразительное искусство в первобытном обществе
Заключение
Литература

Предисловие
top

В данной работе сделана попытка исследовать первобытную художественную культуру с точки зрения проявления и осуществления в ее живописных и словесных искусствах функционально-игровой и функционально-эстетической потребности, характер и энергетическая интенсивность которых зависит от врожденных инстинктов и образованных в процессе становления человека структур, а также уровня и характера материальной и духовной культуры первобытного общества на определенных этапах его развития от первобытного стада до начала родового общества. Ставшее банальностью положение – в искусстве главное не результат, а процесс – не получило своего специального исследования как в отдельных видах искусства, так и в их историческом развитии. Возможно, потому что никогда в прошлом художественная культура не развивалась столь стремительно и масштабно и особенно в ее изобразительных формах, которые в условиях многообразия современной, почти безграничной в своих возможностях технологии массовой информации вытесняют слово на периферию потребительских и художественных интересов населения, особенно больших городов. В этом сказывается преимущество изобразительных форм искусства с точки зрения быстроты считывания их содержания и эстетического воздействия их формы.

Усвоение словесной информации занимает большее время, поскольку в отличие от непосредственного и мгновенного воздействия изображения, оно из-за условности языковых знаков и структур при восприятии письменной или устной речи претерпевает процесс их кодирования и раскодирования, переводятся в представления или понятия, а затем лишь осмысливаются. Очевидно, в современном динамическом мире, нередко требующем мгновенных реакций и быстрых решений, преимущество изобразительных форм в быту и искусстве в какой-то мере действительно оправдано. Как известно, поведение у предков человека до появления у них речи осуществлялось на основе образного, целостного отражения действительности, что обеспечивало в опасных ситуациях мгновенное принятие решения, необходимое для выживания. Можно ли предположить, что в современном сложном и динамическом мире вновь обнаруживается преимущество образного, правополушарного отражения действительности и быстрой ориентации в насыщенном образами и знаками социокультурной среде? Если к этому присовокупить повальное увлечение молодежи современной рок-музыкой, шоу-концертами, в которых происходит единение толпы в опьяняющем экстазе, а также – охлаждение всех слоев населения к спокойным формам приобщения к искусству, особенно к чтению литературных произведений, то не напрашивается ли вывод о заметной деградации масс к некоторому состоянию первобытных обществ с их экстатическими ритуалами и верой в магию, колдовство, в существование ведьм и чертей? Сегодня, открыв любую газету, можно обнаружить многочисленные объявления дипломированных магов, колдунов, шаманов, ведьм, которые обещают за два-три часа или за один день решить все жизненные проблемы читателей. Этот рецидив игравших значительную роль в первобытном обществе мистических практик требует особого исследования психического состояния современного общества и не входит в задачу данного исследования. Их способы и реальные функции на заре человечества нас будут интересовать главным образом в аспекте использования в них изображения и слова. И, как будет показано, именно слово, а не изображение играло определяющую роль в самом начале возникновении первоначальных религиозных форм – магии, тотемизма, анимизма, шаманизма, осуществляемых в соответствующих ритуалах, поскольку только при помощи слова мог как-то обозначаться невидимый и не воспринимаемый потусторонний мир духов, тотемических предков, богов и других подобных существ. И это стало возможно потому, что слово в его реальном значении или смысле находится в субъективном мире человека, в его сознании, в то время как изображение так или иначе привязано к действительности как воплощение образов ее предметов и явлений в материале искусства. Отсюда проистекает безграничное могущество слова в выражении воображаемых миров, преодолении времени и пространства, развитии логического мышления и возникновении всех форм общественного сознания – мифологии, религии искусства и науки. Возникновение изобразительного искусства, как будет показано ниже, стало возможным после появления словесной речи.

Таким образом, выявление ведущей роли слова в становлении человека и его сознания, выраженных в первоначальных формах религии и искусства, не унижая при этом и роль изображения, которое в отдельных эпохах выходило на авансцену художественной культуры, составляет основной пафос данного исследования. Несколько слов о методе написания данной работы. Поскольку в ней привлекаются самые разнообразные источники и материалы, касающиеся первобытного общества, добытые непосредственными свидетелями жизни сохранившихся отсталых народов, а также используются результаты философских и психофизиологических исследования человека, то, как сотрудник Отдела комплексных исследований искусствознания, я свою задачу видел в достижении комплексности в решении поставленных целей, главными из которых являются обоснование современного понимания эстетической потребности и на этой основе – определение роли слова и изображения в их взаимоотношениях и взаимодополнениях в процессе их возникновения и эволюции в религии и искусстве во временн\'ых границах первобытного общества. Это составит первую часть исследования заявленной темы, которая получит продолжение в последующих работах, посвященных эволюции словесных и изобразительных произведений в европейской художественной культуре.

Выражаю сердечную благодарность моим рецензентам В.И.Тасалову и В.М.Петрову и членам Специализированного ученого совета, обсудившим и одобрившим данную работу, руководству Государственного института искусствознания (ГИИ) за предоставленную возможность ее публикации.


Введение
top

Изображение и слово как две основные формы познания действительности и самопознания человека возникли в глубокой древности и в процессе исторического развития материальной и духовной культуры общества принимали различные формы и виды взаимоотношений: или дополняли друг друга, или конкурировали между собой. В современную эпоху, с ее высоким уровнем как словесных, так и изобразительных форм сообщений, наблюдаются сложные процессы их взаимодействий, которые в художественной культуре развитых стран свидетельствуют об определенном доминировании сообщений в образных формах над формами словесными. Благодаря все более и более расширяющейся сети аудио-, кино-, теле- и интернет-коммуникаций изобразительная форма своей наглядностью, общедоступностью, временн\'ой оперативностью и эстетической выразительностью становится наиболее предпочитаемой и эффективной для различных слоев общества многих стран мира. Признавая огромные культурные, образовательные и эмоциональные значения изобразительных средств массовой коммуникации, все же, на наш взгляд, необходимо отметить повсеместно зафиксированную многими культурологами тенденцию утрата интереса к искусству слова и особенно – к поэзии и художественной прозе. Это затемняет роль слова в его различных ипостасях как незаменимого и во многом определяющего развитие не только духовной, но и материальной культуры. Именно возникновение словесной речи явилось тем рубежом, который отделил человека от животных, самые продвинутые представители которых (например, шимпанзе) в своей эволюции поднялись лишь до уровня образного мышления и языка жестов.

Для современной науки характерна тенденция к исследованию начала начал едва ли не во всех основных фундаментальных науках – физике, астрономии, биологии, психологии, антропологии, философии, лингвистике, а также – в духовной культуре и искусстве. Что, возможно, обусловлено необходимостью с позиций развитых дисциплин вернуться к более научно обоснованным интерпретациям законов природы и общества. Но, с другой стороны, обращение к истокам многих природных и общественных явлений может содействовать их более глубокому пониманию. Например, В.П.Алексеев и А.И.Першиц в книге "История первобытного общества" утверждают, что обращение к далекому прошлому человечества может пролить свет на множество явлений в человеческой жизни, которые имеют истоки в первобытном обществе – семью, нравственность, этикет, религию, науку и искусство.

Проблема взаимоотношений – взаимосоответствий и взаимодействий изображения и слова в эволюции художественной культуры является в свете сказанного весьма актуальной, впрочем, таковой в той или иной степени она была и в прошлые эпохи. Она, так или иначе, не только затрагивалась при исследовании изобразительных и словесных искусств, но и получила специальное исследование в замечательной книге Н.А.Дмитриевой "Изображение и слово" (1964), в которой эта проблема исследуется начиная с эпохи Возрождения и до 60-х годов нашего века. С тех пор в мировой художественной культуре многое изменилось в связи с бурным развитием новейших средств массовой информации. Принимая во внимание результаты этого исследования, в данной работе предполагается сосредоточиться на ином предмете изысканий – генезисе и эволюции первичных форм изображения и слова в первобытном искусстве.

Для решения этой проблемы необходимо, во-первых, правильно ее поставить, а во-вторых, проанализировать основные компоненты жизнедеятельности первобытных людей, стимулировавших на заре человеческого общества появление и функционирование изобразительных и словесных искусств, сыгравших весьма важную роль в эволюции и развитии наших далеких предков. "Первобытное искусство было вызвано к жизни общими для всего человечества предпосылками. Оно позволило совместить в рамках единой модели мира словесное и образное. Наряду с членораздельной речью, искусство стало особым признаком вида Homo sapiens, отличающим его от всех остальных живых существ. Оно позволило человеку формировать новый для живой природы способ моделирования мира и своего поведения в нем. Благодаря языку и искусству появились такие чисто человеческие явления, как духовная культура, мировосприятие и мировоззрение, стремление выразить и запечатлеть свое видение окружающего мира, освоение своего места в природе и единства с ней... Изучение первобытного искусства – одно из магистральных направлений восстановления духовной истории человечества, путь к преодолению нашей замкнутости в пределах современных политических границ. Первобытное искусство не знало границ. Границы были другими, не административными, а природными", – пишут отечественные ученые А.И.Мартынов и Я.А.Шер в предисловии к тезисам докладов и выступлений на впервые проведенной в России Международной конференции, посвященной первобытному искусству.

С целью обобщения и наглядного представления об условиях жизнедеятельности древних людей предлагается модель реконструкции их основных потребностей и форм их реализации в условиях примитивной жизнедеятельности, в результате эволюции которых возникли первичные формы эстетического отношения к действительности, а затем и художественное творчество.

Однако для решения проблемы специфики первичных форм изобразительного и словесного искусства необходимо определить их общую основу, которая является родовой категорией по отношению к отдельным видам искусства.

Современное искусство с его многообразными функциями и формами представляет столь сложную систему, что его трудно постигнуть и объяснить исходя из какого-либо одного принципа исследования. Системно сложное требует адекватного, системного подхода. Но, тем не менее, у любой системы имеется некая основа, без которой образование этой системы невозможно. Такой основой у искусства, как это признано в истории и классической и постклассической философии, является эстетическое, получившее множество интерпретаций в их различных школах и направлениях. Что тем самым свидетельствует о сложности и не до конца изученности природы эстетического и его роли в структуре искусства. Не претендуя на "окончательное" решение проблемы эстетического, постараемся в максимально возможной степени приблизиться к этому, привлекая современные науки о человеке и обществе, о первоначальных формах эстетической деятельности и первобытного искусства.

И при этом будет сделана попытка реализовать предложенную мною гипотезу о структуре и функции эстетического в жизни и искусстве, которая сформировалась в результате соединения интуитивных догадок и умозрительных заключений философов, представителей теоретической и экспериментальной психологии, а также – семиотики, структурализма, системного подхода, теории информации и кибернетики. Задача исследования будет успешно выполнена лишь в том случае, если оно будет опираться на конструктивную, "порождающую" модель эстетического. Этим и определяется необходимость написания предваряющей основную тему исследования главы о природе, структуре и функции эстетического в жизни и в искусстве.

Должен признаться, что каждый раз обращаясь к категории "эстетическое", не мог избавиться от неопределенности и отсутствия ясного понимания его содержания. Частое и повсеместное употребление этой категории в качестве некоей константы превратило ее в некий мифологический символ, который как будто всем понятен, но трудно поддается конкретизации и расшифровки его реального смысла – и не вообще, а в данной исторической ситуации и в данной художественной культуре. Ведь не могло же "эстетическое" со времени введшего эту категорию в активный оборот Баумгартена на основе обобщения современной ему художественной практики еще в XVIII веке оставаться неизменным. Естественно, не могло, как и не осталось неизменным, например, содержание изобретенного еще в античной философии понятия "материи" и других "вечных" философских категорий.

Бурные дискуссии в отечественной эстетике не дали окончательного решения этой центральной категории. И, на наш взгляд, потому, что они велись на абстрактном уровне и главной задачей ставили определение эстетического или как природного объекта, или как субъективного, ассоциативного, отношения к ней, а порой как воплощение в предмете деятельности и искусстве общественных ценностей, идеалов и т.д.

Попытаемся подойти к решению проблемы эстетического с иной методологической позиции, основанной на законе для всего живого, сформулированного в свое время К.Марксом, который, рассматривая общий характер жизнедеятельности живых организмов, пришел к следующему выводу: "Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради этой потребности...". Наблюдения за разнообразным миром животных вполне подтверждает этот закон. При этом животные руководствуются своими инстинктами, т.е. действуют, так сказать, бессознательно, хотя, вообще, такое определение некорректно по отношению к животным, поскольку у них нет сознания. Но нам важно подчеркнуть их отличие от человека, который действует на основе сознания. Но это преимущество человека приводит к иллюзии о сознании как причине всех его действий и поступков, т.е., по Марксу, "люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)...".

Как известно, основные базовые потребности человека имеют много общего с таковыми у высших животных и, подчиняясь им, человек в начале своего антропогенеза не мог объяснять их "из своего мышления". Таким образом, потребности его возникли и реализовывались раньше возникновения сознания и его выражений в слове и других искусственных средствах, например в различных изображениях. Поэтому будет методологически правильным исследование происхождения эстетической деятельности и искусства начать с определения их общей основы или той потребности, которая и привела к их появлению на заре человеческого общества. Придерживаясь философской традиции, назовем эту потребность эстетической и постараемся выявить, что же на самом деле она собой представляет или что скрывается под этим понятием.


Об авторе
top
Афасижев Марат Нурбиевич
Философ, специалист в области эстетики. Доктор философских наук, профессор. Главный научный сотрудник Российского института искусствознания. Окончил историко-филологический факультет Ростовского государственного университета и аспирантуру Института философии Академии наук СССР. Преподавал эстетику на кафедре философии Ростовского государственного университета, был заведующим кафедрой философии Адыгейского государственного педагогического института, старшим научным сотрудником кафедры эстетики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Действительный член Академии гуманитарных наук. Сфера научных интересов: проблемы истории и теории эстетики, анализ западных концепций искусства и модернизма в изобразительном искусстве. Автор более 150 опубликованных научных работ.