Юный читатель! Особое значение для физики и техники имеет хорошее знание законов электричества. В первых четырех частях этой небольшой книжки содержится около 100 задач, решение которых поможет тебе сделать первые шаги в изучении электричества. Обратившись к задачам, решая их одну за другой, ты сможешь научиться неплохо разбираться в схемах электрических цепей, сможешь научиться и конструировать, и собирать не очень сложные электрические цепи. Первые задачи просты. Их решение позволит тебе увереннее приступить к решению следующих, более сложных задач. Вполне возможно, что какая-то задача окажется трудной для тебя. И если после упорных раздумий и попыток тебе так и не удастся ее решить, то ты припомни, как решал предыдущие задачи, прочитай и обдумай первую и третью части этой книги, в которых говорится о том, как же следует рассуждать, решая задачи на конструирование электрических цепей. Однако если и после такой работы задачу решить не удастся, то тогда, конечно, следует посмотреть ответ к задаче и разобраться в том, как же ее следовало решать. В части V ты познакомишься с необычной «алгеброй», объектами которой являются ...кнопки. Теория этой «алгебры» используется в технике при построении автоматических устройств и быстродействующих электронных вычислительных машин. В книге рассматриваются некоторые автоматы, конструировать которые помогает «алгебра кнопок». Собирая цепи и исследуя их работу, ты сможешь познакомиться с многообразными задачами, которые выполняются автоматическими устройствами: контроль, сигнализация, блокировка, защита и т. п. Заметим, что
все эти цепи позволяют только смоделировать работу автоматических объектов, встречающихся в практике. Работа по сборке электрических цепей даст тебе возможность приступить в дальнейшем к самостоятельному изготовлению действующих моделей автоматов и других электрических устройств. Для выполнения задач, предлагаемых в данной брошюре, тебе понадобятся, как правило, лишь такие пособия и приборы, которые обязательно имеются в кабинете физики любой школы, или же такие пособия, которые ты сам сможешь легко смастерить. При необходимости обращайся за помощью и советом к учителю физики, и он тебе обязательно поможет. Авторы предполагают, что все цепи тобой будут собираться так, что источником тока при этом будет служить или батарейка для карманного фонаря, или небольшая аккумуляторная батарея.
Если тебе захочется собирать и испытывать цепи, питаемые электрическим током от сети с напряжением 127 или 220 вольт, то надо помнить, что такие опыты во избежание несчастных случаев можно проводить только под наблюдением и руководством взрослых людей! Нарушать это правило, нельзя!
Мы желаем тебе многих часов интересных занятий и удач.
Во второе издание книги включено около 30 новых задач, предложенных С. М. Новиковым. Включение этих задач позволило расширить круг вопросов автоматики, непосредственно связанных с работой не очень сложных электрических цепей. Книга дополнена описанием конструктора для сборки электрических цепей, о которых говорится в задачах. В конструкторе используются широко распространенные детали и приборы. В новом издании книги исправлены опечатки и стилистические неточности, схемы всех электрических цепей выполнены в соответствии с требованиями действующего государственного стандарта. Данное пособие, хотя PI адресуется авторами для самостоятельной работы учащимся 6—9 классов, может оказаться полезным для преподавателей физики, руководителей физических и технических кружков и для преподавателей, ведущих факультативные занятия по физике. Авторы благодарят всех читателей, сообщивших свои замечания и пожелания после выхода первого издания книги. Глубокую признательность авторы выражают редактору серии Я. А. Смородинскому, а также Л. А. Сене и Р. А. Гладковой, чьи замечания и предложения были учтены при подготовке второго издания. Авторы, 1981 г.
![]() Кандидат педагогических наук, профессор кафедры дидактики, физики и информационных технологий Глазовского государственного педагогического института (ГГПИ). Заслуженный учитель школы Удмуртской АССР. Родился в Ленинграде, окончил Ленинградский политехнический институт. В 1959–2004 гг. работал в ГГПИ. Автор более 100 научных и учебно-методических работ, трех учебных пособий, книги «Я решу задачу по физике», статей в журналах «Физика в школе», «Учебная физика», «Политехническое образование» и др.
![]() Известный ученый-физик и педагог. Кандидат педагогических наук по направлению "Методика преподавания физики". Почетный работник общего образования РФ. Окончил Глазовский государственный педагогический институт по специальности «Математика с дополнительной специальностью физика» и квалификацией по диплому «Учитель математики и физики средней школы». Успешно сочетает в течение почти полувека работу в российских вузах (ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой, декан) и общеобразовательных школах (учитель высшей категории). Его ученики многократно являлись победителями физических олимпиад разного уровня.
|