В основу книги мы положили учебник тригонометрии для средней школы, написанный нами в 1938 г. по заданию Наркомпроса РСФСР и издававшийся Учпедгизом РСФСР в 1940,1947, 1950 годах, а также Учпедгизом Грузинской ССР в 1948 г. За истекшие 17 лет учебник многократно обсуждался в печати и педагогической и научной общественностью, был предметом опытного преподавания в ряде школ. Все это, а также анализ учебника в методической литературе (в книгах В. М. Брадиса, Н. М. Бескина, В. Г. Чичигина и др.) послужили нам для тщательной обработки книги при ее подготовке к изданию. После каждой главы в книге помещены задачи и примеры, подобранные Р. И. Позойским. Пользуемся случаем, чтобы выразить благодарность А. 3. Рывкину, внесшему ряд ценных предложений по улучшению текста. Мы будем признательны читателям за замечания и за сообщения об опыте работы с этой книгой. Л. Ф. Бермант, Л. Л. Люстерник Москва, ноябрь 1955 р.
Бермант Анисим Федорович
Известный советский математик и педагог. Первые его работы относятся к теории интегральных и дифференциальных уравнений. После окончания аспирантуры он занялся областью научной деятельности, ставшей для него основной, — геометрической теорией функций. Долгое время работал в Математическом институте им. В. А. Стеклова АН СССР, в том числе на должности заместителя директора института, возглавлял математические кафедры крупнейших технических вузов страны. Им было вложено много труда в дело организации математической жизни в Москве; он неоднократно избирался членом правления Московского математического общества. Особое внимание А. Ф. Бермант уделял повышению качества математической подготовки учащихся высших технических учебных заведений. В соавторстве с И. Г. Арамановичем он написал учебник «Краткий курс математического анализа», выдержавший множество изданий, что свидетельствует о заслуженном признании учебника среди преподавателей и студентов.
Люстерник Лазарь Аронович Выдающийся советский математик, член-корреспондент АН СССР. Награжден Сталинской премией второй степени за разработку новых топологических методов исследования в математическом анализе. Ученик создателя московской математической школы Н. Н. Лузина; был участником знаменитой «Лузитании». В область научных интересов Л. А. Люстерника входили функциональный анализ, вариационное исчисление, дифференциальная геометрия и алгебраическая топология, методы которой он стал применять в анализе. Вместе с Л. Г. Шнирельманом доказал гипотезу А. Пуанкаре о том, что каждая регулярная замкнутая поверхность, гомеоморфная сфере, имеет не менее трех замкнутых геодезических. Также работал в области математической физики, вычислительной математики, истории науки. Его работы внесли значительный вклад в достижения советской математической школы и применение средств вычислительной техники для решения практических задач во многих областях науки.
|