введение | 5
|
Раздел первый Социальные основания и идейные источники эстетики Н. Г. Чернышевского | 11
|
Г лава I. Литература и эстетика на службе российского освободительного движения | 11
|
1. Радищевская традиция русской демократической литературы | 11
|
2. «Страшный год» русской демократической литературы | 16
|
3. Достойный продолжатель дела Белинского | 20
|
Глава II. Социальные основания и идейные источники эстетики Чернышевского | 26
|
1. Жизненные потребности русского общества — социальные основания эстетики Чернышевского | 26
|
2. Философские взгляды Чернышевского — теоретическое основание его эстетики | 31
|
3. Прямые идейные источники эстетики Чернышевского | 35
|
Глава III. Чернышевский как историк эстетических учений | 43
|
1. История эстетических учений — важнейший идейный источник эстетики Чернышевского | 43
|
2. Критика идеализма — один из важнейших путей разработки новой эстетики | 52
|
Раздел второй Важнейшие категории эстетики Чернышевского | 63
|
Глава IV. Эстетическая потребность, эстетическое чувство | 63
|
1. Учение Чернышевского о потребностях человека | 63
|
2. Существенные особенности эстетической потребности, эстетического чувства | 68
|
Глава V. Эстетические особенности действительности | 81
|
1. Внутреннее единство эстетических воззрений Чернышевского | 81
|
2. Красота в действительной жизни | 84
|
3. Развитие представлений о красоте | 92
|
Глава VI. Эстетические свойств а образов — представлений человеческой фантазии. Эстетическая способность | 101
|
Глава VII. Своеобразие эстетических свойств образов—характеров и картин, создаваемых в искусстве | 109
|
Глава VIII. Сравнительный анализ эстетических свойств действительных предметов и образов их в произведениях искусства. Эстетические отношения | 122
|
1. Защита эстетической полноценности красоты действительной жизни | 122
|
2. Материалистическая оценка красоты произведений искусства | 128
|
3. Эстетические отношения отдельных видов искусства и действительности | 133
|
Раздел третий Сущность и общественное назначение искусства | 151
|
Глава IX. Стимулы художественной деятельности | 151
|
Глава X. Сущность и общественное назначение искусства | 163
|
1. Искусство как воспроизведение действительности | 163
|
2. Общественное назначение искусства | 170
|
Глава XI. Об основном требовании (законе) художественности | 193
|
Раздел четвертый Историческое значение эстетики Чернышевского | 207
|
Глава XII. Сто лет борьбы вокруг эстетики Чернышевского (Вместо обзора литературы) | 207
|
1. Идеологическая борьба вокруг эстетики Чернышевского в дореволюционной России | 208
|
2. Споры вокруг эстетики Чернышевского и строительство новой культуры | 243
|
Заключение | 262
|
Приложения | 277
|
I. Краткий указатель.специальной литературы | 277
|
II. Указатель имен — личных, литературно-художественрых и мифологических, встречающихся в основном тексте книги | 282
|
III. Краткий предметно-тематический указатель | 287
|
Предлагаемая книга посвящена анализу общетеоретических проблем эстетики Н. Г. Чернышевского. Отстаиваемая здесь точка зрения вытекает из ленинской оценки теории Чернышевского, получившей дальнейшее развитие в трудах советских ученых,
Насколько удачно и последовательно с этой точки зрения рассмотрена в книге эстетика Чернышевского, скажут читатели. Учитывая большой интерес к вопросам эстетики, надеюсь получить от широких кругов читателей замечания и пожелания, которые будут использованы в дальнейшей работе.
Выражаю глубокую благодарность членам секторов эстетики, истории философии Института философии АН СССР, а также М. П. Баскину, В. С. Городецкому, А. Г. Егорову, Н. Я. Малахову, С. И. Новикову, М. Ф. Овсянникову, М. Н. Пархоменко, Ю. П. Петрову, В. К. Скатерщикову, К. В. Шохину, В. Н. Шульгину и другим товарищам, которые оказались настолько любезны, что прочитали книгу в рукописи и дали свои замечания автору. Весьма признателен также М. А. Диш, Н. Л. Кузнецовой и В. С. Маркову, которые с глубоким вниманием редактировали книгу.
Белик Александр Петрович Доктор философских наук, профессор. Специалист по социальной философии и теории эстетики. Родился в г. Батурин Черниговской области. Окончил Московский историко-архивный институт (1941), аспирантуру Академии общественных наук (1949). В 1963 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Эстетическая концепция Н. Г. Чернышевского». Работал в редакции газеты «Правда», научным редактором в журнале «Вопросы философии», в секции общественных наук Президиума АН СССР, затем на кафедре философии АН СССР. С 1966 г. — профессор.
Основной сферой научных исследований А. П. Белика были проблемы сущностных отношений социальной формы движения, их взаимодействия, определяющие направления развития социума. Значительная часть работ связана с изучением специфики эстетических отношений, духовной культуры. Основные труды: «Искусство — человеку» (1961), «Эстетика Чернышевского» (1961), «Эстетика и современность» (1963), «Художественные образы Ф. М. Достоевского» (1974).