Эти две книги обязаны своим появлением крупному научному проекту «Цивилизации в современном мире», затеянному автором этих строк совместно с известным историком и культурологом Евгением Борисовичем Рашковским в Институте мировой экономики и международных отношений Российской академии наук. В нем приняли участие ведущие специалисты по различным цивилизациям из российских и зарубежных научных центров. В 2002–2007 гг. было проведено 10 научных конференций, посвященных различным цивилизациям (Индийской, Китайской, Исламской, Африканской, Японской, Европейской, Североамериканской, Латиноамериканской цивилизационной общности, Юго-Восточной Азии как «перекрестку цивилизаций», наконец, Российской цивилизации; 10-я конференция была заключительной, обобщающей). Обзоры материалов конференций и других мероприятий в рамках проекта публиковались в журнале «Мировая экономика и международные отношения». По пяти конференциям удалось выпустить сборники текстов, где полностью печатались доклады и прения участников. Для проекта мы вместе с Е.Б.Рашковским разработали специальную модель методологии цивилизационного анализа . Если коротко, понятие «цивилизация» зародилось в европейском городе и долгое время (фр. civilisé, civilité) обозначало более высокую степень развитости общества по сравнению с дикостью и варварством. В этом качестве оно имело общечеловеческое значение. Но со второй половины XIX в. возникла идея локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби), которые рассматривались как равноценные социокультурные образования. В нашем проекте мы следовали второму подходу, признавая, впрочем, что оба подхода взаимодополнительны. Локальное не только не противоречит общечеловеческому, но базируется на нем, поскольку природа человека, Homo sapiens, едина, и поэтому все цивилизации имеют некоторые общие черты. Локальность же порождена особенностями природной среды обитания и сложившихся исторических обстоятельств, и в ней реализуется разнообразие вариантов человеческой эволюции. Была предложена рабочая дефиниция понятия «цивилизация», исходящая из сопряжения и одновременно и различения цивилизации и культуры. Во-первых, если культура — это все поле интеллектуального и духовного поиска, весь комплекс ценностей, имеющих хождение в том или ином обществе (например, существует и контркультура), то цивилизация — это как бы «оплотненная», кристаллизовавшаяся культура, «осевшая» в некоторых долговременных ценностях, прошедших тест на прочность, на длительность, на некоторую усредненность и стало быть широкую транслируемость во времени и пространстве. Вовторых, цивилизация — это не только ценности, но и институты, что подчеркивает факт укорененности соответствующих элементов культурного наследия в социуме. Например, есть ценность политической демократии, а есть законодательная власть (парламент), исполнительная власть (бюрократия); есть ценность хозяйственного коллективизма, а есть община, кооператив и пр. Такое рабочее понятие цивилизации, думается, может быть приемлемым для представителей разных подходов к цивилизационной проблематике. Цивилизация обеспечивает определенное единство социокультурных отношений в обществе, их устойчивость и преемственность, и лишь на этой основе может осуществляться их обогащение и развитие. Вместе с тем цивилизация создает разнообразную дифференциацию внутри общества — экономическую, профессиональную, политическую и пр., что также необходимо для его динамики. Цивилизация рассматривается по нескольким уровням или срезам анализа. Во-первых, как комплекс основных ценностей и институтов, так или иначе взаимосвязанных друг с другом. Здесь прежде всего надо выделить ее «ядро» — базовые ценности и смыслы (Космос, Бог, пространство, время, человек и его место в мире, способы познания), которые образуют то, что можно назвать «картиной мира». Базовым ценностям обычно свойственна диалектика «тезиса — антитезиса» (мирское — сакральное, объективное — субъективное, предопределенность — возможность выбора и пр.). Эти бинарные оппозиции образуют как бы полюсы значений, и склонность к тому или иному полюсу характеризует особенность конкретной цивилизации. Базовые ценности в той или иной мере находят отражение во всех срезах жизни общества, среди которых целесообразно выделить для анализа наиболее главные: общественные структуры и отношения; сферу власти (политическую культуру); наконец, ценности и институты экономические — труда и хозяйства и сопутствующие им нормы права. Хотя, конечно, помимо этих областей, существует еще много чего — искусство, мода, еда, бытовые обычаи и пр., которые также составляют особенности конкретной цивилизации. Во-вторых, важным аспектом анализа цивилизации является рассмотрение ее исторической динамики. Каждая цивилизация проходит этапы своего зарождения, развертывания, дальнейшей эволюции (а также, если иметь в виду некоторые цивилизации древности, этап угасания). В этих книгах рассматриваются лишь цивилизации, дошедшие до наших дней. Историческая динамика цивилизации имеет свои внутренние циклы, идет волнами (подъем — спад, развитие — стагнация, открытость — закрытость). Эти циклы обладают своими особенностями в каждой цивилизации, некоторые из них более специфичны для одних цивилизаций, нежели для других (например, цикл открытости — закрытости свойственен Китайской, Японской и Российской цивилизациям — в отличие от Европейской). Также различна «амплитуда» волн подъема и спада (кризиса). На этот счет можно сослаться на соображение замечательного французского историка и знатока цивилизаций Фернана Броделя, который подмечал, что цивилизации могут то укрепляться, то ослабляться и даже стагнировать, «погружаться в сон», когда какието их отдельные элементы разрушаются, но «глубинные корни сохраняются вопреки всем крушениям и ” зимним холодам“». Знаковым показателем исторической динамики является складывание самосознания цивилизации. Иногда оно возникает рано (как в Китае), иногда достаточно поздно (Россия). Какое-то время (порой достаточно долгое) развитие цивилизации идет и без ее самосознания (на осознанно-теоретическом уровне). Но, конечно, в любом случае самосознание становится для цивилизации сильным стимулирующим толчком. Важным этапом исторической динамики цивилизации является процесс ее модернизации. Модернизация как научное понятие — это всемирно-исторический процесс перехода от традиционного, добуржуазного общества к современному, от аграрного к индустриальному. Это длительный исторический период — примерно с XVI в. и по настоящее время, причем для ряда стран он еще не завершен. Модернизация — это комплексный процесс, который захватывает все сферы общества — экономику, социальную жизнь, политику, право, культуру. Естественно, к нему приспосабливаются или видоизменяются цивилизационные ценности и институты, от чего в большой мере зависят результаты модернизации, ее успех или затруднения. Модернизация происходила неравномерно как в мировом пространстве, так и в историческом времени. Инициатором, первым эшелоном модернизации стал регион Европейской цивилизации, где модернизационный переход складывался спонтанно, как бы сам по себе, — по мере постепенного накопления различных предпосылок (экономических, социальных, политических, правовых и культурных). Второй эшелон образовывали страны, вступившие на путь модернизации позже (с начала XVIII – середины XIX вв.) под воздействием обогнавшего Запада, ставшего для них и примером, и угрозой. Это — Россия, Япония, Турция, которые еще могли еще модернизироваться на независимой основе, но столкнувшиеся в осуществлении модернизации с немалыми трудностями, поскольку по сравнению с европейским миром начинали при недостаточно сложившихся предпосылках. Третий эшелон модернизации составили колониальные и зависимые страны Юга и Востока, вступившие на путь перемен еще позже (от конца XIX до середины XX вв.) со своими особенностями и проблемами модернизационной трансформации 5) . В целом тема модернизации должна быть выделена специально при анализе исторической динамики цивилизаций. Наконец, третьим разделом или срезом цивилизационного анализа является рассмотрение цивилизации на этапе современности. Этот этап отмечен значительными изменениями в цивилизациях и их взаимоотношениях, связанных с процессами глобализации, ее односторонней западноцентричной направленностью, а также с тенденциями постиндустриализма, идущими опять-таки с Запада. Было предложено также разграничение цивилизаций по степени их цельности и зрелости. К сложившимся, обладающим одним ценностно-институциональным «ядром» можно отнести Китайскую, Индийскую, Европейскую и Исламскую цивилизации. Для других цивилизационных образований (Россия, Латинская Америка, в определенной степени Япония) характерен симбиоз различных социокультурных начал. Такие цивилизации иногда называют «пограничными», — но не в смысле так называемых «лимесов» и «лимитрофов», то есть территорий и стран, расположенных между цивилизациями или на границах цивилизаций и империй. Опять-таки, степень симбиозности или «пограничности» может быть различной. Такова, вкратце, была методологическая разработка, которую мы с Е. Б. Рашковским предпослали нашему проекту и которой стремились следовать по ходу его осуществления. Но это не очень получалось. Маститые ученые, участники проекта и специалисты по своим регионам (А. И. Кобзев, М. С. Мейер, В. А. Бейлис и др.) предпочитали излагать свои сюжеты как им было удобнее и как они привыкли. Поэтому к сборникам материалов конференций я стал писать заключения, где располагал свои размышления и выводы по логике нашей методологической схемы. Заключения с каждым разом разрастались, и я понял, что это не просто «подбитие» итогов той или иной конференции, но в большей мере мой собственный взгляд на соответствующую цивилизацию, к тому же изложенный по структуре нашей методологической модели. Пять таких текстов вошли в изданные сборники материалов конференций, а два из них (по Российской и Европейской цивилизации) были написаны специально, поскольку сборников по этим темам издать не удалось. Из этих заключений и были составлены эти книги. Свой взгляд на различные цивилизации я старался выстроить по единому методологическому образцу, что дает возможность сравнения различных цивилизаций по ряду общих параметров. Сейчас я вижу, что эти тексты не вполне равноценны. По мере продвижения от цивилизации к цивилизации мое понимание углублялось, привлеченный материал расширялся. Вместе с тем очерки цивилизаций писались в разное время, кое-что в них, прежде всего в разделе о современности, начало устаревать. Стали возникать поползновения подновить какие-то тексты, что-то исправить в них, что-то расширить. Но в конце концов я решил кардинально ничего не менять, ограничившись лишь небольшими дополнениями или вставками. Ибо серьезная доработка могла бы надолго отложить публикацию. А возраст, что называется, поджимал, сил оставалось все меньше. В частности, по этой причине мне не удалось, как намечал, плотно поработать над источниками по Европейской цивилизации — из-за пандемии сложно стало попасть в библиотеки, да и ухудшилось зрение. Так что в основном пришлось опираться на литературу, которая была под руками. В общем, решил отдать в печать как есть. Цивилизации в книгах расположены в том порядке, в каком по времени подготавливались тексты. Единственное исключение было сделано для Российской цивилизации — глава о ней была написана предпоследней, но мне захотелось именно ей закончить работу. Всетаки у книг российский автор. Сознавая отмеченные выше недостатки, надеюсь, что эти книги будут полезны не только для специалистов (историков и культурологов), но и для любого достаточно образованного читателя — как материал для размышления и для сравнения различных существующих сегодня цивилизаций.
Хорос Владимир Георгиевич Доктор исторических наук (с 1981 г.). Окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в 1960 г., а через некоторое время его аспирантуру. С 1967 г. работал в академических центрах: Институте философии, Институте востоковедения, Институте мировой экономики и международных отношений (по настоящее время). Автор шести книг и нескольких сотен научных статей общим объемом более 500 авторских листов.
|