Обложка Волков В.В. Философия: Основные понятия и проблемы
Id: 275970
299 руб.

Философия:
Основные понятия и проблемы Изд. 3, стереотип.

URSS. 2022. 136 с. ISBN 978-5-9519-2188-8.
  • Мягкая обложка
Белая офсетная бумага

Аннотация

Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих дисциплину «философия».

В пособии рассматриваются основные понятия, ведущие и наиболее актуальные проблемы философского знания, необходимые для формирования научного мировоззрения, высокодуховных ценностных ориентаций, научно-познавательных и методологических знаний и умений будущих выпускников вузов. Пособие может быть также использовано при проведении занятий по психологии,...(Подробнее) педагогике, социологии, истории и культурологии. Учебное пособие может быть использовано как для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам, так и для участия в инновационном проекте «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО): компетентностный (ФГОС) и традиционный (ГОС-II) подходы».


Содержание
Содержание3
Введение6
Глава 1. Что есть философия?7
1.1. Предмет философии7
1.1.1. Философия как форма мировоззрения7
1.1.2. Объект философии9
1.1.3. Предмет философии9
1.2. Специфика и функции философии9
1.2.1. Место и роль философии в системе знаний9
1.2.2. Функции философии10
1.2.3. Структура философского знания11
1.3. Генезис философии12
1.3.1. Древняя философия13
1.3.2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения16
1.3.3. Философия Нового и Новейшего времени19
1.3.4. Немецкая классическая философия22
1.3.5. Современная философия26
1.4. Отечественная философия32
1.4.1. Генезис русской философии в период Киевской и Московской Руси32
1.4.2. Отечественная философия в XVIII – начале XX в. 34
1.4.3. Развитие философии в Советском Союзе36
Литература по теме37
Контрольные вопросы по теме38
Глава 2. Философия бытия39
2.1. Концепции бытия39
2.1.1. Материя41
2.1.2. В чем состоит единство мира?41
2.2. Картины мира42
2.3. Движение, пространство и время45
2.3.1. Движение45
2.3.2. Пространство47
2.3.3. Время47
2.3.4. Проблема пространства и времени в истории философии и науки47
2.4. Диалектика бытия49
2.4.1. Всеобщие закономерности («принципы») бытия: всеобщей связи и всеобщего движения и развития49
2.4.2. Категории диалектики58
2.4.3. Система и субстанция-система61
2.4.4. Альтернативы диалектики63
Литература по теме64
Контрольные вопросы по теме64
Глава 3. Философия познания65
3.1. Сущность и природа познания65
3.1.1. Проблема сознания в философии65
3.1.2. Теория познания67
3.2. Познавательные способности человека70
3.2.1. Общие закономерности процесса познания70
3.2.2. Формы познания:72
3.3. Проблема истины75
3.4. Научное познание78
3.4.1. Уровни научного познания78
3.4.2. Формы научного познания:79
3.4.3. Методы научного познания80
3.4.4. Наука и техника86
Литература по теме89
Контрольные вопросы по теме90
Глава 4. Философия человека91
4.1. Происхождение и сущность человека91
4.1.1. Сущность человека93
4.1.2. Человек как личность93
4.2. Человек и природа96
4.3. Человек и культура98
4.3.1. Представления о совершенном человеке в различных культурах101
4.4. Ценности и смысл жизни человека104
4.4.1. Сущность ценности104
4.4.2. Классификация ценностей:106
4.4.3. Смысл человеческого бытия107
4.4.4. Роль ценности в жизни человека108
Литература по теме109
Контрольные вопросы по теме109
Глава 5. Социальная философия110
5.1. Общество и его структура110
5.1.1. Структура общества110
5.2. Развитие общества112
5.2.1. Причины развития общества112
5.2.2. Способы развития общества113
5.2.3. Направленность общественного развития114
5.2.4. Стадийность исторического развития114
5.2.5. Общественное бытие и общественное сознание115
5.2.6. Законы развития общества119
5.2.7. Формы общественного развития:120
5.3. Человек и общество123
5.3.1. Человек в системе социальных связей123
5.3.2. Человек и исторический процесс, личность и массы125
5.4. Глобальные проблемы126
5.4.1. Глобальные проблемы современности126
5.4.2. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего128
Литература по теме129
Контрольные вопросы по теме129
Литература по дисциплине130

Введение
Современный мир представляет собой сложную динамичную, но вместе с тем, целостную систему. Его правильное и всестороннее понимание невозможно без определенных философских представлений, которые помогают глубже осмыслить действительность в ее развитии, в единстве всех законов и противоречий, понять место человека в современном мире, смысл его существования и ряд других сложных проблем. Поэтому совершенно неприемлемым является такое положение дел, когда в представлении многих специалистов, занимающихся изучением узких научных проблем, возникает совершенно необоснованное отторжение самой сути философского знания. И даже если внешне, формально за философией и признаётся право на научное существование, то при этом ей придаётся во многом ущербный статус, который только как бы завершает уже сформированную другими отраслями знания научную картину мира. Это происходит главным образом оттого, что философия изначально в большей мере усваивается обучаемым как некий довесок к его основной специальности.

Однако ситуация может коренным образом измениться, если только философия будет понята, принята и использована как важнейший метод решения любой научной проблемы и, следовательно, в этом случае она как метод, не заслоняя, не подменяя собой широкую палитру специфических приёмов и способов изучения того или иного объекта, станет своеобразным прожектором, освещающим сложный путь научного познания мира.

В данном учебном пособии, опираясь на анализ основных проблем философского знания, делается попытка показать не только её мировоззренческую и ценностно-осмысляющую роль, но также познавательные возможности и большой методологический потенциал.

Учебное пособие может быть использовано как для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам, так и для участия в инновационном проекте «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО): компетентностный (ФГОС) и традиционный (ГОС-II) подходы».


Об авторе
Волков Вячеслав Викторович
Кандидат философских наук, доктор экономических наук, доцент. В 1998 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме «Философия культуры Н. К. Рериха». В настоящее время является преподавателем на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия». Имеет более 150 научных публикаций и ряд учебных и учебно-методических работ. Область научных интересов — социально-экономическая история России начала ХХ века.