Техническая диагностика — молодая наука, возникшая в последние два десятилетия в связи с потребностями современной техники. Все возрастающее значение сложных и дорогостоящих технических систем, особенно в машиностроении и радиоэлектронике, требования безопасности, безотказности и долговечности делают весьма важной оценку состояния системы, ее надежности. Техническая диагностика — наука о распознавании состояния технической системы, включающая широкий круг проблем, связанных с получением и оценкой диагностической информации. Книга посвящена главным образом теоретическим основам технической диагностики. Изучение общих методов распознавания и математической теории диагностики дает возможность более обоснованного выбора конкретных способов диагностики и соответствующих им правил решения. При изложении теории диагностики особых требований к математической подготовке инженеров не предъявляется, хотя некоторые моменты могут показаться трудными при первоначальном ознакомлении. Математизация инженерных знаний является неизбежным процессом, связанным с развитием техники, однако следует всегда помнить, что цель расчета не число, а понимание. Изложение математических вопросов теории диагностики дано на инженерном уровне строгости, что позволяет во многих случаях сделать изложение более простым и ясным. Инженерные вопросы технической диагностики кратко рассмотрены в первой и последней главах. Более подробный разбор вопросов технического обеспечения требует отдельного рассмотрения. Книга ориентирована на проблемы диагностики механических систем (двигателей, машин и т. д.), поэтому теоретические проблемы, связанные с автоматизированным контролем и поиском неисправностей, структурой диагностического процесса и диагностических тестов, весьма важных для радиоэлектронных устройств, в книге опущены. Указанный пробел восполняется весьма обширной литературой по технической диагностике, в которой разбираются вопросы контроле-способности.
![]() Крупный ученый-механик, специалист в области прочности и динамики двигателей летательных аппаратов авиационного и космического назначения. Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Родился в Москве, в семье инженера. В 1940 г. окончил с отличием Краснознаменный Московский механико-машиностроительный институт имени Н. Э. Баумана (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). Тогда же был призван на действительную военную службу; семь лет работал на оборонном предприятии. После демобилизации начал работать в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ), где прошел путь до заместителя директора. В 1947 г. в Ученом совете ЦИАМ защитил кандидатскую диссертацию, в 1954 г. — докторскую диссертацию, с 1958 г. — профессор. Дважды удостоен Государственных премий СССР (1981, 1990); был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета", медалями.
В работах И. А. Биргера получили развитие общие методы решения упругопластических задач стержней, пластин и оболочек. Под его руководством были проведены расчеты на прочность первых отечественных реактивных двигателей и созданы для них нормы прочности. Его исследования по проблемам прочности и механики легли в основу новых научных направлений. Он также вел большую педагогическую работу в Московском физико-техническом институте и в течение многих лет был председателем Государственной экзаменационной комиссии по защите дипломных проектов по специальности "Динамика и прочность машин" в МГТУ имени Н. Э. Баумана. Автор 20 монографий и свыше 100 печатных статей. |