Обложка Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга: Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности
Id: 275904
699 руб.

Лекции о работе головного мозга:
Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности Изд. 2

URSS. 2021. 184 с. ISBN 978-5-9519-2174-1.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

В настоящей книге, написанной выдающимся психофизиологом, академиком РАН П.В.Симоновым, экспериментально обосновывается представление об эмоции как функции какой-либо актуальной потребности — витальной, социальной, идеальной; также эмоция определяется оценкой мозгом вероятности (возможности) удовлетворения этой потребности. Автор рассматривает сознание как знание, которое с помощью слов, математических символов, образов художественных произведений... (Подробнее)


Содержание
Оглавление5
Предисловие7
Лекция 1 Что такое эмоция? Мозговые механизмы эмоций9
Лекция 2 Нейробиология индивидуальности. Темперамент49
Лекция 3 Потребности человека и высших животных. Личность и характер77
Лекция 4 Осознаваемое и неосознаваемое в деятельности мозга. Сознание и сопереживание125
Лекция 5 Нейробиология творчества: доминанта и функциональная асимметрия мозга149
Рекомендуемая литература175
Дополнительная литература176
Contents179

Предисловие
Теория производит тем большее впечатление, чем проще ее посылки, чем различнее явления, между которыми она устанавливает связь, чем обширнее поле ее применения.

Альберт Эйнштейн

Основу этой небольшой по объему книги составляет содержание лекций, прочитанных автором в последние годы студентам старших курсов и аспирантам кафедры физиологии высшей нервной деятельности биологического факультета и кафедры психофизиологии психологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Первоначально цикл лекций ограничивался психофизиологией мотиваций и эмоций. Однако логика изложения с необходимостью потребовала расширения круга обсуждаемых проблем, дополнения его анализом фундаментальных потребностей высших животных и человека, осознаваемых и неосознаваемых проявлений деятельности мозга, нейробиологических основ творчества. В лекциях не рассматриваются такие важнейшие аспекты работы мозга, как психофизиология сенсорных систем или регуляция движений. Вместе с тем, мы надеемся, что предлагаемая концепция высшей нервной деятельности (поведения) существенно дополняет традиционный курс преподавания этого предмета с учетом новейших достижений современных нейронаук.

Учитывая особый характер книги, мы не приводим в тексте ссылок на источники каждого упоминаемого факта или положения. Эти детали читатель может найти в наших монографиях, перечисленных в списке рекомендуемой литературы. Ссылки даются только при прямом цитировании текста в прилагаемом списке дополнительной литературы.

Я выражаю свою сердечную благодарность В. А. Садовничему, М. В. Гусеву, Е. Н. Соколову и В. В. Шульговскому, пригласившим меня для чтения лекций в качестве профессора МГУ, а также всем моим сотрудникам, чей экспериментальный материал, конструктивные предложения и дискуссионные замечания были использованы при работе над книгой.

2 июня 1997 г.


Об авторе
Симонов Павел Васильевич
Советский и российский психофизиолог, биофизик и психолог. Доктор медицинских наук, профессор, академик АН СССР, академик РАН. Заслуженный профессор Московского университета. Награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Лауреат Государственной премии СССР, премии Совета Министров СССР. Окончил Военно-медицинскую академию имени С. М. Кирова в 1951 г. В 1951–1960 гг. — научный сотрудник, руководитель лаборатории Главного военного клинического госпиталя имени Н. Н. Бурденко. В 1961–1962 гг. — старший научный сотрудник Физиологической лаборатории АН СССР. С 1962 г. работал в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР. Профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета Московского университета с 1996 г.

Научные работы П. В. Симонова посвящены физиологии высшей нервной деятельности, то есть изучению мозговых основ поведения. Им создан и экспериментально обоснован потребностно-информационный подход к анализу поведения и высших психических функций человека и животных, который позволил дать естественно-научное обоснование таким ключевым понятиям общей психологии, как потребность, эмоция, воля, сознание. Он также был главным редактором «Журнала высшей нервной деятельности имени И. П. Павлова», членом редколлегии научно-популярного журнала «Наука и жизнь», председателем редколлегии серии изданий РАН «Классики науки».