Обложка Швецов А.Н. Совершенствование региональной политики: Концепции и практика
Id: 275854
725 руб.

Совершенствование региональной политики:
Концепции и практика Изд. стереотип.

URSS. 2021. 318 с. ISBN 978-5-396-01081-9.
Белая офсетная бумага
Белая офсетная бумага.

Аннотация

В предлагаемой книге рассматриваются особенности государственной региональной политики новейшего периода --- с начала 2000-х годов и до настоящего времени. Предметом анализа выступает содержание официальных документов, правоустанавливающих цели, задачи и механизмы регулятивной деятельности федеральных органов власти в сфере регионального развития. Концептуальные положения соотносятся с ходом их практической реализации. Даются оценки... (Подробнее)


Оглавление
Введение
Глава 1. Особенности региональной политики новейшего периода
 1.1.Общая оценка современной региональной политики
 1.2.О соотношении централизации и децентрализации в современной региональной политике
 1.3.Федеральные программы развития регионов Дальнего Востока как "зеркало" современной региональной политики
 1.4.Приоритеты и инструменты региональной политики в условиях новейшего кризиса
Глава 2. Основные направления совершенствования региональной политики
 2.1.Неопределенность предметного содержания и целей региональной политики в программных документах правительства страны
 2.2.Рецидивы советской политики государственного планирования размещения производительных сил
 2.3.Смена объектов государственной поддержки в рамках неизменной централизованной модели регионального развития
 2.4.Децентрализация -- необходимое направление совершенствования региональной политики
 2.5.Общесистемная и селективная региональная политика
 2.6.Выбор объектов региональной политики
 2.7.Проблемы системной организации субъекта региональной политики
 2.8.О составе инструментов региональной политики
 2.9.Типологическая шкала вариантов государственной региональной политики
 2.10.Новая европейская региональная политика: принципиальные особенности
Глава 3. Совершенствование инструментов перспективного планирования регионального развития
 3.1.Инструменты перспективного видения территориального развития: спрос порождает предложение
 3.2.Прогнозирование социально-экономического развития: целеполагание или оценка будущего
 3.3.Региональное и местное прогнозирование: общая оценка
 3.4.Официальная методика прогнозирования регионального развития
 3.5.Экономико-математическое моделирование в региональном прогнозировании
 3.6.Региональный форсайт: методология конструирования желаемого будущего регионов
 3.7.Индикативное планирование регионального и местного развития
 3.8.Федеральные программы регионального развития: безуспешные попытки повышения эффективности
 3.9.Субфедеральные программы регионального развития: по пути федеральной унификации
 3.10.Программы комплексного регионального развития: несостоявшиеся нововведения
 3.11.Бюджетное планирование по целям и "скользящий" трехлетний бюджет
 3.12.Современное территориальное проектирование: бледная тень советских районных планировок
 3.13.Перенос технологий стратегического планирования из бизнеса в территориальные системы
 3.14.Практика стратегического планирования территориального развития: общая оценка
 3.15.Федеральная регламентация региональных разработок стратегических планов и программ
 3.16.Региональное развитие в федеральной "Стратегии 2020"
 3.17.Стратегическое планирование развития макрорегионов
 3.18.Взаимосвязь региональных и муниципальных стратегий
 3.19.Взаимосвязь региональных и отраслевых стратегий
 3.20.Уроки кризиса для стратегического планирования регионального развития
 3.21.Риски крупных инвестиционных проектов с участием государства
 3.22.Целесообразное упорядочение перспективного территориального планирования: от конгломерата к системе методов и инструментов
 3.23.Совершенствование информационного обеспечения перспективного планирования регионального развития
 3.24.Совершенствование организационного и методического обеспечения перспективного планирования регионального развития
 3.25.Совершенствование нормативно-правовых оснований разработки документов, определяющих перспективы регионального развития
Глава 4. Интеграционные механизмы ускорения регионального развития
 4.1.Государственно-частное партнерство при реализации инфраструктурных проектов регионального развития
 4.2.Организационные формы сфокусированного развития инновационной деятельности в регионах
Глава 5. Политика муниципального реформирования
 5.1.Первая волна структурных преобразований в ходе муниципальной реформы 1990-х годов
 5.2.Вторая волна реструктуризации системы местного самоуправления в 2003--2006 годах
 5.3.Коллизии новой муниципальной реструктуризации
 5.4.Зарубежная практика реструктуризации муниципальных образований
 5.5.Опыт теоретического обоснования размеров муниципальных образований
 5.6.Предлагаемый подход к реструктуризации муниципальных образований
Заключение

Введение

Региональная политика современной России на всем протяжении периода новейших (постсоветских) реформ была и остается сферой непрекращающихся поисков механизмов государственного регулирования, способных задействовать инструменты и стимулы, отвечающие принципиально новым условиям и задачам территориального развития. Следствием этих трудных поисков становились многочисленные изменения, затрагивавшие как сущностные аспекты региональной политики -- цели, принципы и объекты, так и производные от них вопросы -- формы, методы и ресурсы. В этом, конечно же, нельзя не видеть вполне обоснованного стремления органов государственной власти как можно лучше приспособить свои регулятивные действия к исключительно разнообразной и весьма подвижной ситуации в сфере регионального развития, сделать региональную политику более эффективной и результативной, полнее отвечающей качественно новым задачам регулирования регионального развития в условиях фактически изменяющейся организации федеративного государственного устройства и развивающейся институциональной конструкции рыночной экономики.

Надо признать, что за истекшие годы в русле этих поисков многое было сделано как в теоретическом осмыслении смысла и закономерностей современного регионального развития, возможностей и последствий регулирующих воздействий на региональные процессы и ситуации, так и в приложении этих знаний к практическому решению разнообразных регионально опосредованных проблем с применением новых инструментов региональной политики.

Но вместе с тем следует и признать, что повышенный динамизм отмеченной адаптации не во всем и не всегда был содержательно оправданным, имел последовательно целеустремленный и системно организованный характер. Постоянная и весьма хаотичная смена "правил игры" сильно усложняла жизнь и объекту регулирования -- российским регионам, и субъекту регулирования -- федеральным органам власти, вносила в их взаимоотношения подозрительность, недовольство и недоверие. А главное -- многочисленные регулятивные нововведения так и не оправдали связывавшихся с ними с обеих сторон надежд на преодоление ставших хроническими недостатков, таких, например, как наличие чрезмерно сильных диспропорций в уровнях социально-экономического развития регионов и муниципалитетов, сохранение депрессивных состояний многих регионов и муниципальных образований, несбалансированность регионального и муниципального развития и др.

Вот почему практически всеми, кто вовлечен в сферу разработки и реализации государственной региональной политики, осознается насущная необходимость ее совершенствования, уточнения и обновления ее целей, модернизации механизмов. Таким же общепризнанным является и желаемый результат преобразований, которые должны привести к ускорению и повышению сбалансированности развития регионов и муниципальных образований. В определении же содержательных аспектов региональной политики, хотя такого единства уже и не наблюдается -- ибо предлагаются разнообразные способы достижения результата, но не следует преувеличивать и различия этих подходов, которые разнятся лишь в частностях.

В принципиальном же плане их роднит то, что все они не выходят за рамки прежних и устоявшихся в последние годы представлений о государственной региональной политике, проводимой в логике высокоцентрализованной и становящейся все более субординационной схемы обоснования, принятия и реализации решений (все по принципу "сверху-вниз"). Какие-то из предлагаемых нововведений, видимо, вполне способны привести к улучшению конкретных региональных ситуаций, но обеспечить с их помощью общий качественный скачок в региональном развитии, оставаясь в прежней парадигме отношений между "центром" и регионами, вряд ли возможно.

Продуктивное и качественное обновление в региональной политике, перевод ее на принципиально иную основу принятия и реализации решений возможны только в случае кардинальной децентрализации всей системы отношений, решительного и существенного перераспределения прав, ответственности и ресурсов в пользу регионов и городов. Вне всякого сомнения, самостоятельное решение регионами своих собственных проблем (разумеется, при адекватной децентрализации ресурсов и полномочий) окажется намного эффективнее централизованно навязываемого регионам способа решения тех же проблем с помощью инициатив федеральных властей.

В условиях менее централизованной системы организации регионального развития, переход к которой, по моему убеждению, становится главным императивом реформ в этой сфере, региональные власти, получив больше средств и полномочий, смогут значительно расширить свои возможности самостоятельного (без участия "центра") и под свою ответственность перед местным населением (а не вышестоящим начальством) решения проблем регионального развития, в то время как федеральные власти смогут сосредоточиться преимущественно на вопросах создания необходимых для этого общих условий и предпосылок и помощи только тем из регионов, которые не в состоянии справиться со своими проблемами самостоятельно. При переходе к более децентрализованной системе сам собой отпадает вопрос о том, кому государство должно оказывать поддержку -- слабым или сильным регионам. В случае децентрализации ресурсов и полномочий регионы-лидеры выиграют намного больше, нежели от получения ими централизованной поддержки в рамках концепции стимулирования "точек роста". При прочих равных условиях более самостоятельное распоряжение своими собственными потенциалами позволит этим регионам и без такой поддержки "сверху" обеспечить свой рост. Что же касается отсталых регионов, не располагающих достаточными потенциалами развития, то им как раз и не обойтись без централизованной государственной помощи. Таким образом, миссия государства должна состоять в том, чтобы "развязать руки" сильным регионам и помогать слабым.

Именно под таким углом зрения в данной книге рассматривается современная региональная политика, даются оценки ее эффективности и результативности, обосновываются предложения по ее совершенствованию. При этом предметом анализа и оценок в книге выступают только зафиксированные документально или прозвучавшие в публичных выступлениях должностных лиц намерения и деяния федеральных органов власти. Что же касается многочисленных научных концепций и теоретических подходов в этой сфере, то они в круг рассмотрения в данном случае не входили.


Об авторе
Швецов Александр Николаевич
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук (ФИЦ ИУ РАН), научный руководитель отделения «Информатика и управление в социально-экономических системах» ФИЦ ИУ РАН. Один из лидеров научной школы системного анализа и регулирования процессов территориального (пространственного) развития. Давно и плодотворно занимается фундаментальными научными исследованиями и прикладными разработками по широкому кругу вопросов регионального и местного развития, федерализма и местного самоуправления, системной оценки предпосылок и последствий социально-экономических реформ и кризисов.

Индивидуально и в соавторстве опубликовал свыше 250 научных работ, в числе которых более 10 монографий. Среди них особое место занимает ряд книг, написанных им в многолетнем сотрудничестве с В. Н. Лексиным: «Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития» (1997, свыше десяти переизданий), «Новые проблемы российских городов» (1999), пятитомник «Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика» (2001), «Реформы и регионы. Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления» (2012). В соавторстве (с Э. Марквартом) также вышло в свет в РАНХиГС при Президенте РФ учебное пособие «Территориальная организация местного самоуправления и управление городскими агломерациями» (2017). Кроме того, его перу принадлежат персональные монографии: «Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля» (2002), «Государственная поддержка российских городов» (2002), «Совершенствование региональной политики. Концепции и практика» (2011), «Информационное общество. Теория и практика становления в мире и России» (2012). Имеет большой опыт экспертно-консультативной работы для нужд федеральных и региональных органов государственной власти, муниципальных образований, крупных корпоративных структур, международных проектов.