Не безъ колебаний я исполняю желание моего многоуважаемого издателя и друга, Г.К.Рахманова, предложившаго мне собрать мои популярныя статьи, разсеянныя за сорокъ слишкомъ летъ въ различныхъ журналахъ, и издать ихъ въ виде отдельнаго тома. Такое предприятие, выполняемое теперь, можетъ явиться или слишком поздно, или же черезчуръ рано. Поздно потому, что многия изъ статей несомненно устарели; рано потому, что еще не пришло время осмотреться назадъ съ чисто исторической точки зрения, какъ это было бы уместнее делать после окончательнаго прекращения моей деятельности. Колебания мои привели къ тому, что я решилъ делать выборку изъ моихъ прежнихъ писаний и остановиться лишь на техъ, которыя соединены одной общей мыслью и направлены къ установлению рациональнаго миропонимания. Быть можетъ, и теперь найдутся читатели, которыхъ заинтересуетъ ознакомиться съ историей развития долголетней попытки, отвлекаясь отъ частностей, найти основы общего воззрения на человеческую жизнь. Въ предлагаемомъ сборнике можно легко отметить различныя фазы этого развития и найти средство согласить кажущияся противоречия между ними. Но издание этого сборника можетъ быть оправдано лишь подъ условиемъ, чтобы цель, къ которой привело искание истины, действительно соответствовала последней. Но такъ ли это въ самомъ деле? Не должно ли уступитъ мировоззрение, основанное на началахъ строгого позитивизма и откровенного "агностицизма", одному изъ новыхъ течений человеческой мысли, стремящихся проникнуть за пределы опытного познавания? Не подлежитъ сомнению, что за последнее время все более и более сказывается потребность къ разрушению вопросовъ, передъ которыми въ недоумении останавливается положительное знание. Долгое время многие надеялись, что явления спиритизма откроютъ новую область вeдения, которая съ успехомъ дополнитъ пробелы, оставляемые точной наукой, и докажетъ существование нематериальнаго духовного мира. Но за последние годы акции спиритовъ сильно пошатнулись. Недавно Парижское психологическое общество, очень озабоченное выяснением явлений, считающихся спиритическими, пригласило для ряда сеансовъ известную неаполитанку, Эузаннию Паладино, считающуюся чуть не самымъ чувствительнымъ медиумомъ. Когда она была уличена въ мошенничестве, то одинъ изъ ея ревностнейшихъ поклонниковъ, всегда усердно защищавший ее, долженъ былъ признать обманы, но оправдывалъ его утомлениемъ уже престарелой спиритки. По его мнению, въ прежние годы, Эузанния действительно проявляла удивительную способность къ медиумическимъ явлениямъ, но въ старости она ослабела и, для поддержания своей репутации, должна была прибегать къ уловкамь и плутовству. Разумеется, подобная аргументация никого не могла убедить. Известный мыслитель, Гюставъ ле-Бонъ, принялъ къ сердцу стремление спиритовъ доказать справедливость ихъ утверждений. Онъ предложиль премию тому, кто, при наличности надлежащего контроля, покажетъ существование медиумических явлений. Вызовъ однакоже остался безъ ответа. Продолжая интересоваться этимъ вопросомъ, ле-Бонъ собралъ несколько лицъ, въ числ которыхъ находился одинъ изъ главныхъ французскихъ спиритовъ. Несмотря на все усердие последнего, никто изъ присутствующихъ не могъ убедиться его доводами, между темъ какъ речъ хозяина вызвала всеобщее одобрение. Изъ разспросовъ, обращенныхъ къ гостямъ, оказалось, что никто изъ нихъ (кроме вышеупомянутого спирита) никогда не былъ свидетелем явлений, подтверждающихъ существовaние медиумизма. Когда очередь дошла до меня, то и я присоединился къ общему мнению. Мне не разъ приходилось присутствовать на спиритических сеансахъ, но они всегда оканчивались неудачей. Въ моей личной жизни тоже никогда не приходилось встречаться съ явлениями, сколько-нибудь похожими на спиритическия. Изъ числа последних еще наименее невероятными представляются "телепатическия" явления, указывающия на общение лицъ на разстоянии. Есть немало людей, признающихъ существование "телепатии", хотя и отвергающихъ спиритизмъ въ собственномъ смысле слова. Въ течение моей уже долгой жизни я обращалъ особенное внимание на эти явления, но только одинъ разъ я почувствовалъ особенное ощущение, которое заставило меня одну минуту подумать о телепатическомъ сообщении. Проснувшись ночью въ какомъ-то необычномъ волнении, я въ то же время сказалъ себе: мне представилось, что умеръ Вирховъ. Этотъ знаменитый ученый, съ которымъ я былъ хорошо знакомъ, былъ въ то время сильно боленъ после перелома головки бедра. Въ виду его очень престарелаго возраста все ожидали его смерти, можно сказать, съ часу на часъ. Условия для телепатии были въ этомь случа вполне подходящи; однакоже мое особенное ощущение оказалось ложнымъ; Вирховь умеръ лишь спустя насколько м есяцевъ после разсказаннаго происшествия… Мечников Илья Ильич Выдающийся российский биолог и патолог, лауреат Нобелевской премии (1908, совместно с П. Эрлихом). Окончил за два года четырехгодичный курс естественного отделения физико-математического факультета Харьковского университета. В 1867 г. защитил магистерскую диссертацию, а в 1868 г. стал доктором зоологии. Один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии. Создал теорию происхождения многоклеточных организмов. Член-корреспондент (1883) и почетный член (1902) Петербургской академии наук. Совместно с Н. Ф. Гамалеей основал первую в России бактериологическую станцию (1886). В 1888 г. уехал в Париж, где ему была предоставлена лаборатория в институте Л. Пастера. Работал как зоолог, микробиолог, патолог, эпидемиолог, психоаналитик, врач, демограф, геронтолог, философ — став, по словам И. М. Сеченова, «гордостью русской науки».
|