Современные стандарты высшего профессионального образования нацелены на подготовку специалиста широкого профиля, способного решать не только организационно-технические, но и управленческие задачи. Любой современный хозяйственный руководитель должен быть специалистом широкого профиля, затрачивать большую часть своих сил на решение психологических задач, которые постоянно возникают в процессе делового общения с подчиненными, коллегами и начальством. Потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Она диктует поведение людей в не меньшей степени, чем, например, так называемые витальные (жизненно необходимые) потребности. Само по себе общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности. Общение – сложный и многогранный процесс. Этот процесс, как отмечают современные ученые, может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Данное определение подчеркивает системность общения, его многофункциональность и деятельностную природу. Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и личный опыт, и природные способности, и образование. Настоящее пособие – конкретное научное руководство к действию. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек-человек", а значит и тем сегодняшним студентам, которые завтра станут юристами, менеджерами, руководителями различных организаций. В зарубежных учебных заведениях, а в последнее время и в российских, проблеме общения уделяется огромное внимание. Выпускникам предстоит встретиться в профессиональной деятельности с хорошо подготовленными специалистами. Решение сложных, многопрофильных задач углубления профессиональной компетентности в коммуникативной деятельности человека – прерогатива отдельной отрасли научного знания – делового общения. Для профессионалов деловое общение – не отвлеченная наука, а важное и необходимое звено их психологической культуры, способной придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер. В представленном учебном пособии излагаются основные концепции делового общения, раскрываются главные теоретические понятия, обобщены психологические факторы, способствующие и препятствующие эффективному деловому общению. Целью курса "Психология делового общения" является формирование представлений о компетентности в общении, способах развития компетентности, параметрах конструктивного общения. Основными формами изучения данного курса должны быть лекции, практические занятия, решение тестов и контрольных заданий, специально разработанных тренингов, групповых дискуссий и деловых игр. Задачи изучения дисциплины определяются требованиями к подготовке кадров, установленными в квалификационной характеристике специалистов по различным специальностям, требованиями к знаниям и умениям, которыми они должны обладать. Основной задачей изучения данной дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний в виде системы понятий и соответствующих концепций, составляющих ее основу, демонстрация их значимости для решения прикладных практических задач в профессиональной деятельности специалиста. По окончании изучения курса студент должен:
Успешная реализация полученных психологических знаний и умений в процессе общения и взаимодействия с другими людьми зависит уже от личных усилий студента и его заинтересованности в успехе. Овладевая наукой деловых отношений, нормами поведения, этикета, необходимо учитывать, что бизнес – это во многом искусство устанавливать и поддерживать цивилизованные отношения с равными себе людьми, управлять с помощью власти и ответственности, преодолевать противоречия, разрешать конфликты, обмениваться информацией, умело обращать ее на пользу социальной группы, коллектива. Следует понимать, что без выработки "правил игры", учитывающих интересы различных категорий участников общественных отношений, невозможно эффективно продвигаться по пути трансформации российской экономики в рыночную и российского общества в европейское и мировое сообщество. При подготовке данного учебного пособия автором были использованы новейшие исследования современных ученых в области психологии, управления, этики, теории коммуникации и других наук. Материал излагается с учетом тех социально-экономических изменений, которые произошли и происходят в жизни современного российского общества. Автор выражает особую благодарность Тучковой Галине Николаевне за оказанную помощь в написании книги. Макеев Валерий Александрович Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин филиала Воронежского государственного технического университета в городе Борисоглебске, кандидат философских наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук о природе и обществе (МАНПО). Обучался в Уссурийском (ранее — Дальневосточном) суворовском военном училище (1959–1966), где начал увлекаться обществоведением и социологией. Более 20 лет занимается преподавательской деятельностью; работал в институтах Южно-Сахалинска и Москвы. Имеет большой практический опыт управления в организации. В сферу научных интересов входят проблемы психологии управления, этики бизнеса и организационного поведения. В. А. Макеев — автор более 100 научных работ, в числе которых учебные пособия, научные статьи и несколько монографий.
|