Обложка Вазюлин В.А. Логика «Капитала» Карла Маркса
Id: 274462
549 руб.

Логика «Капитала» Карла Маркса. № 246. Изд. 3

URSS. 2021. 304 с. ISBN 978-5-9710-9130-1.

Аннотация

В настоящей книге, автор которой — выдающийся советский философ, доктор философских наук, профессор В.А.Вазюлин, решается одна из фундаментальнейших проблем философской науки. Речь идет о создании диалектической логики как философской системы, отражающей закономерности познания развивающихся, органических целостностей. Эта задача была выдвинута еще К.Марксом, но особенно настойчиво ее ставил В.И.Ленин, полагавший, что без ее решения вообще нельзя ...(Подробнее)было ни глубоко понять классический труд марксизма «Капитал», ни развивать дальше марксистскую философскую концепцию. Автор поставил перед собой и в целом выполнил задачу детального сопоставления логики «Капитала» К. Маркса с гегелевской «Наукой логики», с целью показать как соответствие логики «Капитала» гегелевской, так и ее превосходство над последней.

Книга адресована философам, социологам, экономистам, историкам, в том числе научным работникам, преподавателям и студентам высших учебных заведений.


Содержание
Оглавление3
Предисловие к первому изданию (З. М. Оруджев)6
Вместо предисловия Затянувшаяся сенсация (В. Г. Голобоков)8
Предисловие ко второму изданию15
Введение23
Глава 1. Начало науки как системы субординированных категорий47
1. Предпосылки и способы рассмотрения начала науки47
2. Логическая определенность и неопределенность первоначальной характеристики начала науки51
3. Определенность начала внутри него самого. Логический анализ первого фактора элементарной формы предмета63
4. Определенность начала внутри него самого. Логический анализ второго фактора элементарной формы предмета71
5. Двойственный характер субстанции94
6. Сущность начала как основание. Условия проявления сущности100
7. Явление. Формы явления106
8. Фетишизм вещи. Объективная видимость сущности131
9. Целостность явления141
10. Существенное отношение148
11. Действительность начала. Логический анализ процесса обмена158
12. Действительность начала. Логический анализ денег175
Глава 2. Начало как бытие предмета. Виток спирали как отрезок большего витка спирали193
1. Товар и деньги в качестве отрезка большего витка спирали193
2. Становление сущности (превращение денег в капитал)203
Глава 3. Процесс производства капитала как сущность предмета212
1. Двойственность процесса самодвижения сущности. Процесс труда и процесс возрастания стоимости как несущественное и существенное212
2. Постоянный и переменный капитал как отрицание отрицания бытия предмета. Видимость214
3. Норма прибавочной стоимости, рабочий день, норма и масса прибавочной стоимости как рефлексия216
4. Определенные сущности. Производство абсолютной прибавочной стоимости как тождество219
5. Понятие относительной прибавочной стоимости в аспекте категории различия221
6. Разность (кооперация)223
7. Противоположность. Логика рассмотрения мануфактурного способа производства относительной прибавочной стоимости224
8. Машины и крупная промышленность как противоречие227
9. Производство абсолютной и относительной прибавочной стоимости как основание230
10. Простое воспроизводство как формальное основание236
11. Превращение прибавочной стоимости в капитал как реальное основание239
12. Всеобщий закон капиталистического накопления как полное основание241
13. Так называемое первоначальное накопление как условие245
Глава 4. Обращение капитала как явление251
1. Существование (кругооборот капитала)252
2. Явление (оборот капитала)256
3. Существенное отношение (воспроизводство и обращение всего общественного капитала)258
Глава 5. Процесс капиталистического производства, взятый в целом, как действительность предмета262
Глава 6. «Сквозные» проблемы логики «Капитала» К. Маркса266
1. Восхождение от абстрактного к конкретному266
2. Историческое и логическое 276276

Предисловие к первому изданию

Предлагаемая вниманию читателя работа принадлежит перу молодого исследователя в области марксистской философии — доценту кафедры истории марксистско-ленинской философии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Автор поставил перед собой задачу во всех деталях сопоставить логику «Капитала» К. Маркса с гегелевской «Наукой логики», с целью показать как соответствие логики «Капитала» гегелевской, так и ее превосходство над последней. В целом эта весьма актуальная и трудная задача, за которую пока, можно сказать, еще никто не брался, автором выполнена.

Однако автор недооценил другой стороны дела и не довел выполнение своей задачи до самого конца. По большей части он излагает логику «Капитала» в терминах «Науки логики» Гегеля, по-види¬мому, для того, чтобы показать их известное совпадение. Он вводит в оборот непривычные для современного читателя слова и выражения, в которых когда-то заявила о себе гегелевская философия. И хотя мы уже освоили довольно много рациональных терминов и выражений немецкой классической философии (например, «вещь в себе», «антиномия», «бытие в чистом виде», «априоризм», «переход количества в качество и обратно», «отрицание отрицания» и т. д.), нам все еще довольно трудно уловить содержание положений, изложенных на языке великого предшественника марксистской философии. Поэтому требуется очень много труда и проницательности, чтобы отличить в данной работе гегелевский язык от подлинного гегельянства, которого в ней нет.

Вместе с тем работа В. А. Вазюлина — одна из немногих, в которой действительное превосходство логики «Капитала» над гегелевской преподносится не в форме заверений и деклараций, а посредством систематического и скрупулезного прослеживания теоретически строгой последовательности и научной глубины первой, с одной стороны, и демонстрации бессилия и формализма гегелевской логики в деле научного отражения конкретного предмета — с другой.

Работа автора, к сожалению, не лишена недостатков и по существу. Например, предметом «объективной логики» автор почему-то считает мышление так же, как и в случае определения предмета «субъективной логики». Здесь, как и в ряде других случаев, сказались отрицательные последствия гегелевской языковой формы. Бесспорно, содержание нашего мышления совпадает с объективной логикой вещей и поэтому независимо от человека. Но это содержание не имманентно мышлению, а проникает в него извне — из объективной реальности, которая и изучается в качестве предмета «объективной логики». «Субъективная» же логика охватывает как объективное содержание, так и субъективную форму (диалектику понятий, которых нет в объективной действительности) мышления. Мы не будем останавливаться на других недостатках работы В. А. Вазюлина и предоставим их обнаружение самому читателю-специалисту, поскольку она не предназначена для «легкого чтения».

Мы уверены, что читатель, который терпеливо проследует за автором по всему пути сложного логического хода мыслей К. Маркса, получит немало ценного для изучения диалектической логики вообще.

Доктор философских наук З. М. Оруджев

1968 г.


Об авторе
Вазюлин Виктор Алексеевич
Выдающийся советский философ, специалист в области общей методологии, методологии истории, философских проблем политической экономии, истории марксизма; доктор философских наук, профессор философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Общее направление исследований В. А. Вазюлина — теория и методология всеобщей истории, философские проблемы политической экономии, теория и история диалектики, история марксизма вообще, история марксистской философии в частности, теория и история морали.

К научным достижениям В. А. Вазюлина относятся: выявление системы категорий диалектического метода "Капитала" К. Маркса, то есть Логики (с большой буквы) "Капитала" К. Маркса, сходства и различия с системой логики Гегеля, систематическое выделение рационального содержания логики Гегеля. В. А. Вазюлин вскрыл закономерную структуру заблуждений в процессе развития научного познания. Предложил и обосновал новое понимание истории человечества, в том числе новое понимание структуры человеческого общества и закономерного спиралевидного хода всей прошедшей его истории, осуществив тем самым "снятие" марксизма в рамках более развитой теории общества, показав существенные исторические ограниченности материалистического понимания истории в том виде, в каком оно представлено в трудах классиков марксизма-ленинизма.

Смыслом жизни Виктора Алексеевича Вазюлина было всемерное содействие движению человечества от своей предыстории к подлинной истории, коммунизму.

Основные работы: "Развитие проблемы исторического и логического в экономических трудах К. Маркса и Ф. Энгельса в 50-60-х годах XIX в.", "Логика „Капитала“ К. Маркса", "Система категорий диалектической логики в „Капитале“ К. Маркса", "Логика истории", "Становление метода научного исследования К. Маркса (логический аспект)".