Обложка Беляев В.А. «Вечный капитализм» и логика модерна: Через критику концепции 'Трех великих трансформаций глобального капитализма': Третья фаза модернизации и глобализации
Id: 274315
449 руб.

«ВЕЧНЫЙ КАПИТАЛИЗМ» И ЛОГИКА МОДЕРНА:
Через критику концепции "ТРЕХ ВЕЛИКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ГЛОБАЛЬНОГО КАПИТАЛИЗМА". Книга 2: Третья фаза модернизации и глобализации Кн. 2
«Вечный капитализм» и логика модерна: Через критику концепции "Трех великих трансформаций глобального капитализма": Третья фаза модернизации и глобализации

URSS. 2021. 224 с. ISBN 978-5-9710-8911-7.
  • Мягкая обложка
Белая офсетная бумага.

Аннотация

Эта книга представляет собой попытку прорисовки логики капитализма в контексте логики модерна, то есть новоевропейской культуры. Модерн разделяется на два плана: идеально-проектный и реализационный. Капитализм относится к реализационному плану и утверждается в качестве одной из его стратегий. Автор вводит понятие «вечный капитализм», которое дает возможность отделить в капитализме то содержание, которое относится к идеально-проектному ...(Подробнее)плану модерна, от того содержания, которое можно увидеть во всех развитых социокультурных системах и которое связано с понятиями и реальностями «власти», «собственности» и «накопления». Введение капитализма в контекст модерна и отделение «вечного» капитализма от «модернового» дает возможность по-новому посмотреть на генезис капитализма, на ту роль, которую он играет в процессе «функционалистской» революции модерна.

Своим оригинальным вкладом автор считает специфически прорисованную логику модерна, интерпретацию связи идеально-проектного и реализационного планов модерна, связь этих планов с логикой «модернового» и «вечного» капитализма.

Книга предназначена для всех, кто интересуется социокультурной логикой модерна, логикой капитализма, связью идеально-проектного и реализационного планов модерна.


Содержание
Предисловие6
Глава 1. Ключевые идеи к интерпретации третьей фазы модернизации и глобализации9
1. От второй фазы модернизации и глобализации к третьей. Развертывание модерна между полюсами «посткультуры» и «интеркультуры»9
2. «Постмодернистская» критика «посткультурности» и границы возврата к «культурному»16
3. «Модернизация на основе собственных традиций» и ее роль в метаморфозах модерна ХХ века19
4. Логика «неомодернизма» конца ХХ – начала XXI века: на «западной стороне» и на стороне распадающегося социалистического лагеря. «Неолиберализм» и национализм28
5. Логика неконструктивной модернизации постсоветской России: результат «исторической судьбы народа» или результат, созданный властвующими элитами?34
6. Эволюция путей вестернизации-модернизации в контексте развертывающегося модерна37
Глава 2. Императивы «Третьей современности» и «вечный капитализм»46
1. Критика авангардных форм модернизации и мифологизация традиционности. Императивный вариант «Третьей современности»: к национальным государствам со специфическими путями модернизации46
2. Присутствовала ли логика «Третьей современности» в «Первой современности» относительно европейского мира? Роль «вечного капитализма» в «Первой» и «Третьей» современности53
Глава 3. Глобализм и космополитизм модерна в исторической перспективе57
1. «Контр-императивная» модернизацияглобализация «Третьей современности» в исторической перспективе57
2. Роль «вечного капитализма» в неудачах модернизации-глобализации и новая периодизация модернизации-глобализации67
3. Космополитизм модерна в исторической перспективе70
4. Кризис современной конфигурации модерновой системы и «модерновая Реформация»81
5. Современное человечество между «Градами культурными» и «Градом посткультурным»85
6. «Град посткультурный» и парадоксальность «секулярной эзотерики»86
7. К логике «модерновой Реформации» и новой версии «интеркультурного» мира87
8. Принцип диалога с «иными» в перспективе развертывания модерна. Борьба универсалистских и партикуляристских тенденций. «Вечный капитализм» против «вечного мира»90
9. «Модерновая Реформация»: новая регионализация и новый космополитизм95
Глава 4. К глобализации без модернизации?99
1. Стратегии глобализации: между «культурным» и «посткультурным» самосознанием99
2. Глобализация в контексте генезиса и эволюции модернового мышления. «Культурные» науки и «посткультурная» наука. Идеально-проектный и реализационный аспекты модерна104
3. Между модерном, постмодерном и «новым модерном». Отделение «глобализации» от «модернизации»117
4. Отказ от идеально-проектной основы модерна? Логика глобализационных стратегий модерна. «Вторая Веймарская республика» и «вечный капитализм»124
Глава 5. Проблема «жизнеопределенности» («идентичности») в «глобальной Веймарской республике»135
1. Проблема «жизнеопределенности» («идентичности») в перспективе мировой истории. Модерн как особая эпоха в этой перспективе135
2. Специфика динамики «жизнеопределенностей» модерна. Глобальный реализационный кризис модерна. Первая и вторая «глобальная Веймарская республика»140
3. Конфликт между идеально-проектным и реализационным модусами модерна как центральный конфликт глобализации148
4. Логика трансформаций «жизнеопределенностей», продемонстрированная мировой историей, и логика модерна. Глобальный реализационный кризис модерна и «вечный капитализм»156
Заключение. «Вечный капитализм» и логика модерна167
1. Отделяем «логику модерна» от «логики капитализма». Факторы, заставляющие искать идеально-проектную основу модерна. Целевая и реализационная стороны модерна167
2. Функционально-инновационное общество как инвариантная основа модерна. Индустриальная подсистема модерна179
3. Логика индустриального общества как одна из инвариантных логик модерна. Функциональная и вещная зависимость в индустриальном обществе183
4. Базовые целевые, базовые реализационные и специфические реализационные стратегии модерна. «Творческое меньшинство», «нетворческое большинство» и реализационные стратегии модерна. Роль «вечного капитализма»191
5. Идеальная модель модерна, идеальная социокультурная перспектива человечества и логика «вечного капитализма»202
6. «Гражданское общество» и «система» как фундаментальные аспекты «функционально-инновационного» общества. Модерн как диалектическое развертывание этих аспектов. Действенность реализационной критики209
6. Идеальная критика «функционально-инновационного» общества и «точка зрения целого». «Внутреннее варварство» и «вечный капитализм»214
7. Современное состояние модерна и логика «вечного капитализма»218

Предисловие

Второй том книги ««Вечный капитализм» и логика модерна» посвящен третьей фазе модернизации и глобализации, которая по времени располагается от распада СССР и социалистического лагеря до настоящего времени.

В предисловии к этому тому я еще раз хочу акцентировать характер моей работы.

Во-первых, с точки зрения жанровости, она является критико-аналитическим комментарием к книге В.Г. Федотовой, В.А. Колпакова и Н.Н. Федотовой «Глобальный капитализм: три великие трансформации» . Но моей целью было не просто анализировать и критиковать, но и утвердить в качестве альтернативы мое представление о логика модерна и логике капитализма. Пожалуй, что в определенных местах я не столько критикую концепцию Авторов, сколько предлагаю свою концепцию. Эту концепцию модерна я разрабатывал во многих работах .

Во-вторых, главным пунктом, в котором мои представления расходятся с представлениями Авторов, является соотношение понятий «модерн» (или, как пишут Авторы, «современность») и «капитализм». Для Авторов эти понятия практически совпадают. Совпадают настолько, что они даже, представляя позитивную перспективу будущего, говорят о ней так: «будущее капитализма — будущее без капитализма». Для меня логика модерна и логика капитализма являются разными логиками. Первая представляет собой идеально-целевой аспект новоевропейской культуры, а вторая (вместе с логикой социализма-коммунизма) — реализационный. Обоснование разделения понятий «модерн» и «капитализм» (и многих других) является центральным для моего критического анализа.

В-третьих, специфической инновацией этой книги является введение понятия «вечный капитализм». Оно предназначено для того, чтобы отделить в капитализме ту сторону, которая связана со специфической логикой модерна (эту сторону я назвал «модерновым капитализмом»), от той стороны, которая не является специфически модерновой и которая проявляется себя в истории развитых социокультурных систем с древности. Логику «вечного капитализма» я произвожу от фундаментального для человеческой природы стремления к власти и собственности (и их накоплению). Такое разделение понятия «капитализм», с моей точки зрения, важно. Оно дает возможность увидеть в модерне не только специфически модерновые формы, связанные с властью и собственностью, но и неспецифические, более фундаментальные. Логику их проявления можно видеть на протяжении всего модерна. Особенно в тех контекстах, которые в минимальной степени структурируются культурно-этическими системами. Капитализм за пределами этих систем с неизбежностью превращается в формы «вечного капитализма». В связи с этим встает вопрос о преодолимости «вечного капитализма». Все подобные вопросы я анализирую в этой части книги.

В-четвертых, Авторы, критикуя капитализм, его модернизационное и глобализационное наступление на разные социокультурные системы человечества, акцентируют негативные стороны и капитализма и его глобализации. При этом у Авторов происходит (возможно, непроизвольная) идеализация до-модерновых культур и их этических систем. Авторы предлагают те или иные варианты возврата к логике этих систем (хотя и в контексте неотменимости результатов модернизации и глобализации). Вместе с тем совсем мало места уделяется критике до-модерновой реальности и соответствующих социокультурных систем. Я противопоставляю этому генезис модерна, который, с моей точки зрения, можно считать ответом на негатив до-модерновой, «культурной» социокультурной архитектуры. Такая интерпретация модерна предполагает принципиально критический взгляд на до-модерновую реальность.

В-пятых, дискурс Авторов, с моей точки зрения, во многом приближен к эмпирическому анализу, то есть он не столько является анализом понятий или «идеальных конструкций», сколько анализом множества конкретностей, связанных с понятиями «современность», «капитализм» и др. Авторы достаточно подробно описывают конкретности каждой фазы развертывания капитализма. Особенно показательна в этом отношении третья часть книги, посвященная третьей фазе модернизации и глобализации. Кроме анализа многих конкретностей, Авторы делают обзоры многих позиций в этом отношении. Но у этого есть и слабая сторона: Авторы не проявляют достаточного внимания анализу именно идеальных конструкций, связанных с реальностями модерна, капитализма и т.п. Особенно ярко это видно в главе, посвященной апологии и критике «идеальной модели капитализма». Здесь Авторы демонстрируют множество понятийных смешений. Именно такого рода контекстам я противопоставлял свой анализ, основанный более всего на анализе идеально-типических конструкций, связанных с понятийной структурой модерновой реальности. В связи с этим находится и мое избирательное отношение к тексту Авторов. Я анализировал не весь текст их большой по объему книги, а только те главы, которые имели важное концептуальное значение и которые позволяли мне развертывать свою понятийную альтернативу.

В-шестых, анализ главы, посвященной апологии и критике «идеальной модели капитализма», оказался настолько представительным относительно всей книги Авторов и комплексу моих идей, что я поставил его в качестве заключения к книге. Это заключение можно рассматривать как квинтэссенцию идей всей книги.


Об авторе
Беляев Вадим Алексеевич
Кандидат философских наук, автор монографий «Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций», «Проективная антропология», «Посюсторонняя эзотерика», «Путешествие в психодраму и социологию», «Рыночная экономика как социальный проект либерализма: Критический анализ технологий справедливости», «Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности», «Либерализированная Россия в поисках нравственной основы», «Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий», «Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры», «Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира», «Феноменология и методология в контексте интеркультуры», «Интеркультура и философия», «Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход», «Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты», «„Вечный капитализм“ и логика модерна: Через критику концепции „Трех великих трансформаций глобального капитализма“» (в 2 кн.), вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.