Обложка Лебедева Н.Б., Зырянова Е.Г., Максимова (Плаксина) Н.Ю., Тюкаева Н.И. Жанры естественной письменной речи: Студенческое граффити, маргинальные страницы тетрадей, частная записка
Id: 273173
699 руб.

Жанры естественной письменной речи:
Студенческое граффити, маргинальные страницы тетрадей, частная записка Изд. стереотип.

URSS. 2021. 256 с. ISBN 978-5-396-01072-7.
Типографская бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

В настоящей монографии изложены основные принципы и положения нового направления русистики --- теории естественной письменной речи (ЕПР), являющейся основным объектом исследования Барнаульско-Кемеровской лингвистической школы. Аспект речевого жанроведения избран как один из основных подходов в описании того огромного текстового материала, который был собран авторами в течение десяти лет. В монографии представлено описание трех жанров... (Подробнее)


Оглавление
Предисловие
Глава 1. Теоретические основы исследования естественной письменной речи
 1.1.Естественная письменная речь как объект исследования
  1.1.1.Естественная письменная речь в кругу смежных явлений
  1.1.2.Основные признаки ЕПР
  1.1.3.Нomo scribens в пространстве русской народной культуры
 1.2.Из истории описания естественной письменной речи
  1.2.1.История описания естественной письменной речи в филологической традиции
  1.2.2.История исследования естественной письменной речи в Барнаульско-Кемеровской школе
 1.3.Жанроведческий аспект исследования естественной письменной речи
  1.3.1.Жанровое сознание в парадигме других видов языкового сознания
  1.3.2.Роль субстанциональных признаков в жанровой квалификации текстов естественной письменной речи
  1.3.3.К построению жанровой типологии текстов естественной письменной речи
  1.3.4.Методическая процедура жанровой квалификации текста ЕПР
Глава 2. Студенческое граффити как жанр естественной письменной речи
 2.1.Проблема термина "граффити"
 2.2.Студенческое граффити в лингвосоциокультурологическом аспекте
  2.2.1.Культурологические детерминанты граффити
  2.2.2.Социологические детерминанты студенческого граффити
 2.3.Описание функций граффити
 2.4.Исторический аспект рассмотрения граффити
 2.5.Семиотический аспект рассмотрения граффити
 2.6.Характеристика студенческого граффити как речевого жанра
  2.6.1.Образ автора студенческого граффити
  2.6.2.Образ адресата студенческого граффити
  2.6.3.Стиль жанра студенческого граффити
  2.6.4.Коммуникативная цель жанра
  2.6.5.Содержательная сторона знака студенческого граффити
  2.6.6.Формальная сторона знака студенческого граффити
  2.6.7.Характеристика субстрата жанра -- материального носителя знака
  2.6.8.Место расположения знака
  2.6.9.Среда коммуникации
  2.6.10.Коммуникативное время (временной отрезок между созданием текста и восприятием его)
  2.6.11.Ход коммуникации
  2.6.12.Социальная оценка студенческого граффити (аксиологический аспект)
 2.7.Итоговое определение жанрообразующих признаков СГ
Глава 3. Маргинальные страницы тетрадей как жанр естественной письменной речи
 3.1.Маргинальные страницы тетрадей как объект исследования
 3.2.Проблема номинации жанра "маргинальные страницы тетрадей"
 3.3.Маргинальные страницы ученических тетрадей как одна из реализаций жанра "маргинальные страницы тетрадей"
 3.4.Маргинальные страницы тетрадей в диахроническом аспекте
 3.5.Маргинальные страницы тетрадей в синхронном жанроведческом аспекте
  3.5.1.Образ автора жанра "маргинальные страницы тетрадей"
  3.5.2.Функционально-целевой параметр жанра "маргинальные страницы тетрадей"
  3.5.3.Адресат жанра "маргинальные страницы тетрадей"
  3.5.4.Знак -- диктумно-модусное содержание -- маргинальных страниц тетрадей
  3.5.5.Графико-пространственный параметр жанра "маргинальные страницы тетрадей"
  3.5.6.Субстрат жанра "маргинальные страницы тетрадей"
  3.5.7.Социальная оценка жанра "маргинальные страницы тетрадей"
 3.6.Жанрообразующие признаки маргинальных страниц тетрадей
Глава 4. Частная записка как жанр естественной письменной речи
 4.1.Жанровая организация частной записки
  4.1.1.Характеристика автора жанра частной записки
  4.1.2.Функции частной записки
  4.1.3.Коммуникативная ситуация
  4.1.4.Характеристика адресата частной записки
  4.1.5.Графико-пространственный параметр описания жанра "частная записка"
  4.1.6.Характеристика субстрата частной записки
  4.1.7.Жанр записки в кругу смежных явлений
  4.1.8.Определение жанрообразующих признаков частной записки
 4.2.Функционирование записки в школьном дискурсе
  4.2.1.Модель описания дискурса
  4.2.2.Основные характеристики школьного дискурса
  4.2.3.Статусные характеристики коммуникантов школьного дискурса
  4.2.4.Коммуникативные стратегии школьного дискурса
  4.2.5.Характеристика языкового воплощения жанра записки в школьном дискурсе
  4.2.6.Типология жанра записки
 4.3.Частная записка в аспекте жанрово-языкового сознания носителей русского языка
  4.3.1.Понятие "записка" в сознании рядовых носителей русского языка
  4.3.2.Выделение жанровых признаков записки в языковом сознании рядовых носителей языка по данным анкетирования
  4.3.3.Вопрос о жанровой компетенции рядовых носителей языка
Литература

Предисловие

Данная монография представляет собой результат десятилетних исследований естественной письменной речи (ЕПР), обоснованной Н.Б.Лебедевой в качестве специального объекта русистики в 1999 году на заседании Лаборатории естественной письменной русской речи (сейчас -- Лаборатории народной письменной культуры) кафедры общего и русского языкознания Барнаульского государственного педагогического университета (сейчас -- Алтайской государственной педагогической академии). Тогда же начался сбор материала в рамках студенческой диалектологической практики, что позволило в короткий срок собрать большую разноаспектную текстотеку, которая и хранится в архиве Лаборатории. В настоящий момент исследование этого объекта осуществляется также в Лаборатории естественной письменной речи Кемеровского государственного университета (где также собран и хранится значительный эмпирический материал), что позволило объединить работу обеих лабораторий в Барнаульско-Кемеровскую лингвистическую школу Н.Б.Лебедевой, поскольку и методика сбора материала, и принципы его описания осуществляются с одних тех же позиций.

С самого начала, когда была заявлена эта тема и открыта Лаборатория для работы над ней, был сформулирован в качестве основного принципа речежанроведческий подход в духе идей М.М.Бахтина, поскольку он давал возможность обозреть и систематизировать полученный большой разнородный материал; началась фронтальная работа по описанию разных жанров как в студенческих научных работах, так и в исследовательских работах преподавателей и аспирантов.

К настоящему времени по данной теме опубликовано свыше ста научных работ, защищены более десятка магистерских и кандидатских диссертаций и готовятся новые. В 2003 году проведена международная конференция по теме "Естественная письменная русская речь", в ноябре 2010 года проводится вторая конференция по данной теме, изданы 3 тематических сборника "Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты", части I, II, III (Барнаул, 2003--2004 гг.).

Настоящая монография начинает серию "Исследования лабораторий", в ней представлены теоретические основы изучения естественной письменной речи (Н.Б.Лебедева) и описание следующих исследованных в кандидатских диссертациях жанров ЕПР: студенческое граффити (Н.И.Тюкаева), маргинальные страницы тетрадей (Н.Ю.Плаксина), частная записка (Е.Г.Зырянова).

Авторы монографий высказывают свою благодарность профессору Николаю Даниловичу Голеву, поддержавшему данное направление и явившемуся одним из первых читателей работ по этой тематике, а также высказавшему ряд ценных замечаний в качестве редактора монографии. Авторы также выражают признательность профессорам Борису Юстиновичу Норману, Константину Федоровичу Седову и Зое Ивановне Резановой, любезно согласившимся выступить рецензентами данной работы.


Об авторах
Лебедева Наталья Борисовна
Доктор филологических наук, профессор кафедры стилистики и риторики Кемеровского государственного университета, член-корреспондент СО МАН ВШ. Почетный работник высшего профессионального образования. Награждена медалью «За веру и добро», Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. Окончила Томский государственный университет, в котором защитила кандидатскую и докторскую диссертации по проблемам семантики и префиксального словообразования русского глагола, обосновала наличие особой категории — полиситуативности русского глагола. Работала и заведовала кафедрами в различных вузах Западной Сибири. Основатель Барнаульско-Кемеровской школы теории естественной письменной речи (ЕПР), в которой обоснован особый объект русистики и описываются различные письменно-речевые жанры ЕПР. Под руководством Н. Б. Лебедевой защищено более двадцати кандидатских и докторских диссертаций.

Основные области научной деятельности — глагольная семантика, теория естественной письменной речи, лингвоперсонология, обыденное метаязыковое сознание, речевое жанроведение, юрислингвистика, префиксальное словообразование. Опубликовано свыше 250 научных работ, в том числе авторские и коллективные монографии.

Зырянова Елена Геннадьевна
Кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы ГБНОУ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат» г. Кемерово. Победитель областного конкурса «Учитель года». Руководит научной деятельностью учащихся в лицее, председатель секции «Филология» областной научной конференции школьников «Юниор. Мы — будущее Кузбасса». Автор 40 научных и методических статей. Область научных интересов: теория естественной письменной речи, жанроведение, исследовательская деятельность учащихся, проектная деятельность.
Максимова Наталья Юрьевна
Кандидат филологических наук (диссертация на тему «Маргинальные страницы тетрадей как жанр естественной письменной русской речи»), заместитель директора по учебно-методической работе ГБНОУ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат» (г. Кемерово), дважды победитель конкурса лучших учителей РФ, автор более 40 научных и научно-методических публикаций, награждена почетными грамотами министерства образования и науки РФ. Область научных интересов: речевое жанроведение, теория естественной письменной речи, старославянский язык, исследовательская деятельность учащихся, проектная деятельность, теория методики преподавания русского языка.
Тюкаева Надежда Ивановна
Кандидат филологических наук (диссертация на тему «Студенческое граффити как жанр естественной письменной русской речи»), старший преподаватель кафедры общего и русского языкознания Алтайской государственной педагогической академии. Область научных интересов: теория естественной письменной речи, жанроведение, лингвокультурология. Автор около 20 научных публикаций.