Вопросы речевой культуры стоят у нас на очереди дня. Но языковое строительство – при всей его неоспоримой важности – еще полузаброшенный участок. В условиях нашей общественно-политической жизни огромно значение публичной речи, но публично-речевое воспитание пролетарских масс ни в школе, ни за ее стенами по настоящему еще не начиналось. Такое воспитание возможно только на основе научных данных, теоретически четких предпосылок, твердой методологической установки, иначе оно не только не принесет пользы, но неминуемо окажется вредным. Люди будут не обучаться, а портиться. Есть ли у нас наука о публичной ораторской речи, которая могла бы хоть сколько-нибудь прийти на помощь массовому рабочему агитатору, лектору, общественнику, которому приходится выступать публично? Такой науки у нас нет, хотя имеется немалое количество всяческих "пособий" по этой части. Эти "пособия" – отголоски риторики, метафизической, политически враждебной теории ораторской речи. Не только наши популярные "пособия", но и вся мировая литература об ораторский речи зиждется на так или иначе риторическом воззрении на оратора и ораторское слово. Поэтому приходится заново ставить вопросы: что такое ораторская речь, какова природа ораторского слова и т.д., чтобы затем уже на основе научно-достоверной диалектико-материалистической теории создать практическое руководство для массового публично-речевого воспитания. Автор этой книги сперва задался мыслью построить именно такое руководство. Но в процессе работы оказалось, что целый ряд общетеоретических проблем требуют предварительного обсуждения, что для стройки предварительно необходим ряд изыскательных работ, нужна историческая разведка – и это обусловило характер книги. Оказалось, что наука об ораторской речи питается более чем двухтысячелетней традицией и что эта традиция, как стена, заслоняет от нас предмет изучения, его существо. Оказалось, что риторическая традиция, могучая и по сей день – не что иное, как часть определенной политики. Так возникает проблема кардинальной важности для науки об ораторской речи – проблема взаимосвязи риторики и политики или, иначе говоря, объяснение сущности риторики как теории и как соответственного качества ораторской речи. Разрешение этой проблемы произведет полный переворот в представлениях об ораторской речи, об ораторских стилях и в теории ораторской речи, и в методике публично-речевого воспитания. Падут искажения и предрассудки, которые культивировались тысячелетиями и выдавались в качестве "ключей ораторских тайн". Таким образом, приходится строить почти заново и притом на нерасчищенном месте. Этим обусловлена трудность задачи, которую берет на себя тот, кто одним из первых приступает к подобной работе. Только в борьбе со старым созидается новое. Приходится всегда начинать с разоблачений и с общей постановки вопросов. Приходится начинать с пересмотра исторического наследства, поднимать генетические вопросы и на первых порах больше ставить проблемы, чем их разрешать окончательно, больше намечать программу исследований, чем последовательно анализировать до конца. Эта книга не является ни историей ораторской речи, ни практическим руководством в строгом смысле. Она представляет собою опыт вводной главы к изучению пролетарской публичной речи – ее истории и теории. Именно поэтому в ней уделено большое место предшествовавшим стадиям развития публичной речи и общей характеристике стадиальных изменений в зависимости от развития политического общества в целом, от хода классовой борьбы. Вместе с тем ряд вопросов первостепенной важности, как, например, языковое выражение аргументации ораторов в зависимости от развития метода мышления – от чувственного и формально-логического познания к высшим формам диалектической логики у ораторов зрелого пролетариата – и целый ряд других проблем речевого стиля, речевой выразительности только бегло затронуты (а порою и вовсе обойдены молчанием). Отчасти тому причиной ограниченный размер книги, отчасти же полнейшая неразработанность тех или иных вопросов в науке, в частности языковедной; достаточно иметь в виду, что коренные вопросы диалектико-материалистической лингвистики – например, проблемы синтаксиса – сейчас только встают во весь рост и требуют еще принципиального разрешения. В связи с этим не мешает напомнить "решительным и строгим" критикам, на суд которых предстанет эта книга, следующую старинную сентенцию: "Если, согласно известному изречению, самый мудрый человек – тот, кто сам может придумать, что надо, а ближе всех к нему по мудрости тот, кто слушается мудрых советов другого – то в противоположном качестве наоборот менее глуп тот, кто ничего путного придумать не может, чем тот, кто одобряет придуманную другими нелепость". Не претендуя на роль мудреца, придумавшего, "что надо", автор этой книги во всяком случае утешает себя тем, что он оказался не из числа глупцов, одобряющих нелепости, придуманные до него другими. 20 августа 1931 г.
Виктор Абрамович ГОФМАН (1899–1942) Литературовед и лингвист. Окончил в 1926 г. факультет языкознания и материальной культуры Ленинградского государственного университета (ЛГУ) по славяно-русской секции. Одновременно учился на Высших государственных курсах искусствоведения (ВГКИ). Участник домашнего исследовательского семинара Ю. Н. Тынянова и Б. М. Эйхенбаума, один из авторов сборника "Русская проза". С 1940 г. – профессор кафедры славяно-русской филологии ЛГУ. Известность получили его большие статьи "Рылеев-поэт" (1929) и "Язык символистов" (1937), книга "Язык литературы: Очерки и этюды" (1936). Погиб в 1942 г. во время блокады Ленинграда. Книга "Слово оратора: Риторика и политика", в которой автор исследовал взаимосвязь риторики и политики, вышла в 1932 г. |