Подводя итоги всему сказанному в книге, нужно еще раз подчеркнуть, что марксистская философия — диалектический материализм, или материалистическая диалектика — является единством гносеологии, логики, онтологии, и тем самым предельно общим методом познания. Суть ее заключается в том, что она есть наука о мышлении как об объективном процессе, т. е. разумном мышлении. Но так как разумное мышление неразрывно связано с рассудочным мышлением, то она исследует и мышление в целом как единство разума и рассудка, никогда не занимаясь при этом специально рассудочным мышлением, оставляя его достоянием формальной логики. Всё это прекрасно понимали не только К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, но и немецкий философ-марксист Иосиф Дицген (1828–1888). Последний определял философию не только и не просто как науку о познании и предельно общий его метод, но и как науку о мышлении и его общий метод, как логику разумного мышления. «Теория познания, — писал он, — ставшая специальным предметом философии, есть не что иное, да не может быть ничем иным, как только расширенной логикой» . А далее пояснял: «…Ввиду того, что четыре закона старой логики оказались ограниченными, дальнейшее развитие ее должно было привести к диалектике, составляющей аквизит философии. Это расширенное учение о мышлении истолковывает, таким образом, вселенную как истинно универсальное или бесконечное, где дремлют все противоречия в материнском лоне примирения. Сохранит ли новая логика свое старое имя или же она должна иметь свое особое название теории познания или диалектики, — это спор из-за слов, который решается просто в зависимости от целесообразности» . Первые шаги на пути исследования мышления как способа постижения истины вообще, как процесса движения разумного мышления прежде всего были уже сделаны в предшествовавших книгах цикла. Дальнейшему исследованию процесса мышления как единства рассудка и разума вообще, движению разумного мышления в первую очередь посвящены последующие книги.
Семенов Юрий Иванович Доктор исторических наук (1963), профессор кафедры философии Московского физико-технического института (где работал до последних лет жизни). Много лет работал по совместительству старшим, ведущим, главным научным сотрудником сектора истории первобытного общества Института этнографии АН СССР (позднее — Институт этнологии и антропологии РАН) и профессором кафедры социальной философии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Специалист по теории познания, философии и общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества.
Автор около 500 печатных научных работ, среди которых книги: «Возникновение человеческого общества»; «Как возникло человечество» (выходила в Токио и Будапеште); «Происхождение брака и семьи» (URSS; выходила в Пекине, Гаване, Ханое, в Москве на финском языке); «На заре человеческой истории» (выходила в Токио); «Философия истории» (неоднократно переиздавалась, каждое новое издание дополнялось); «Введение во всемирную историю» (вып 1–3); «Политарный („азиатский“) способ производства» (URSS); «Происхождение и развитие экономики» (URSS); «Происхождение и развитие религии, мифологии, теологии и религиозной философии» (URSS); «Общественная власть» (URSS); «Введение в науку философии» (URSS; в 7 книгах) и другие. Будучи не только философом, но и специалистом в области конкретных наук, Ю. И. Семенов приобрел богатый опыт решения основных задач научного познания, таких как отбор и интерпретация фактов, создание и проверка гипотез и теорий. Это позволило ему предложить оригинальные решения целого ряда проблем теории познания, связанных с совершением научного открытия, выявить и описать новые, ранее неизвестные формы разумного мышления. |