Обложка Семенов Ю.И. Введение в науку философии. Кн.3: Марксистский прорыв в философии
Id: 272861
659 руб.

Введение в НАУКУ ФИЛОСОФИИ.
Кн.3: МАРКСИСТСКИЙ ПРОРЫВ в философии Кн.3. Изд. стереотип.
Введение в науку философии. Кн.3: Марксистский прорыв в философии

URSS. 2021. 240 с. ISBN 978-5-9710-6633-0.
  • Твердый переплет

Аннотация

Многие из вопросов, которые были детально рассмотрены во второй книге цикла "Введение в науку философии" --- "Вечные проблемы философии", долгое время не могли быть решены. Идеалисты в принципе не были способны это сделать. Материалистам мешала их непоследовательность: они были материалистами только во взглядах на природу, в понимании же общества все они стояли на позициях идеализма. Чтобы выйти из тупика, нужно было найти объективный ...(Подробнее)источник общественных идей, объективное общественное бытие ("социальную материю"). Это сделали К.Маркс и Ф.Энгельс, впервые в истории человеческой мысли создавшие до конца последовательный материализм. Формирование материалистического понимания истории позволило открыть объективный источник активности сознания, соединить материализм с диалектикой, создать принципиально новую форму детерминизма и решить проблему свободы и необходимости. Обо всем этом идет речь в настоящей, третьей книге цикла.


Оглавление
Глава 1.Историософская, историческая и экономическая мысль в поисках объективного источника общественных идей, основы общества и движущих сил истории
 1.Постановка проблемы
 2.Крах волюнтаризма и возникновение философии истории Г.В.Ф.Гегеля
 3.Французские историки эпохи Реставрации: открытие ими общественных классов и классовой борьбы
 4.Возникновение политической экономии и открытие социально-экономических отношений
 5.Превращение трехчленной периодизации истории цивилизованного общества в унитарно-стадиальную концепцию истории
 6.Выявление еще одной всемирно-исторической эпохи -- эры Древнего Востока
 7.Философско-историческая концепция А.Сен-Симона
 8.Исследование докапиталистических экономических систем и разработка общих проблем развития общественного производства в первой половине XIX в. (Т.Годскин, Р.Джонс)
Глава 2.Открытие объективного источника общественных идей (объективного социального бытия) и создание материалистического понимания истории
 1.Открытие объективного социального бытия
 2.Всемирная история как естественно-исторический процесс развития и смены общественно-экономических формаций
 3.Объективный источник императивов человеческой деятельности
Глава 3.Открытие материального источника активности мышления и создание диалектического материализма
 1.Открытие материального источника активности мышления
 2.Создание диалектического материализма
Глава 4.Возникновение производства и вместе с ним познания общего -- мышления
 1.Коренное, качественное отличие человеческой деятельности от деятельности животных
 2.Производство как неразрывное единство субъективной человеческой деятельности и объективного процесса превращения одних материальных вещей в другие
 3.К истории возникновения производственной деятельности и мышления
 4.Способ проникновения общего в человеческое мышление
Глава 5.Вероятностный (вариативный, относительный, диалектический) детерминизм и его основные категории
 1.Вводные замечания
 2.Гносеологические корни абсолютного детерминизма
 3.Причина и условия. Кондиционализм против каузализма
 4.Движение познания от явлений к сущности, от событий к процессу. Процесс, его факторы, условия, уровни и подуровни
 5.Предопределенность и неопределенность. Необходимость и случайность
 6.Возможность и действительность, возможность и невозможность, вероятность и неизбежность
 7.Закономерность как категория вероятностного (вариативного, относительного) детерминизма
 8.Проблема предопределенности и неопределенности и современная наука
Глава 6.Диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости
 1.Обыденное понимание соотношения свободы и необходимости
 2.Проблема отношения свободы и необходимости в домарксистской философии
 3.Свобода как практическое господство человека над объективным миром, "приручение", "оседлание", "обуздание" необходимости
 4.Две основные сферы человеческой деятельности: свободная и несвободная (зависимая)
 5.Свобода воли: формальная и реальная
 6.Свобода и необходимость в обществе и его истории
Глава 7.Диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии
Именной указатель

Об авторе
Семенов Юрий Иванович
Доктор исторических наук (1963), профессор кафедры философии Московского физико-технического института (государственного университета). Много лет работал по совместительству старшим, ведущим, главным научным сотрудником сектора истории первобытного общества Института этнографии АН СССР (позднее — Институт этнологии и антропологии РАН) и профессором кафедры социальной философии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Специалист по теории познания, философии и общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества.

Автор около 500 печатных научных работ, среди которых книги: «Возникновение человеческого общества» (1962); «Как возникло человечество» (1966, 2002; выходила в Токио и Будапеште); «Происхождение брака и семьи» (1974; переизд. в URSS; выходила в Пекине, Гаване, Ханое, в Москве на финском языке); «На заре человеческой истории» (1989; выходила в Токио); «Философия истории» (1999, 2003, 2013; каждое новое издание дополнялось); «Введение во всемирную историю» (вып 1–3; 1997–2001); «Политарный („азиатский“) способ производства» (2008; переизд. в URSS); «Введение в науку философии» (в 6 книгах. М.: URSS, 2013); «Происхождение и развитие экономики» (М.: URSS, 2014); «Происхождение и развитие религии, мифологии, теологии и религиозной философии» (М.: URSS, 2019); «Общественная власть» (М.: URSS, 2021) и др.

Будучи не только философом, но и специалистом в области конкретных наук, Ю. И. Семенов приобрел богатый опыт решения основных задач научного познания, таких как отбор и интерпретация фактов, создание и проверка гипотез и теорий. Это позволило ему предложить оригинальные решения целого ряда проблем теории познания, связанных с совершением научного открытия, выявить и описать новые, ранее неизвестные формы разумного мышления.