|
|
А. А. БогдановПредисловие | 2
|
.1. Статьи и наброски | 6
|
1. Кристаллизация и произрастание (1789) | 6
|
2. Ответ | 9
|
3. Гипотеза (около 1790) | 11
|
4. Эксперимент как посредник между объектом и субъектом (1792) | 13
|
5. Четыре ступени познания (около 1795) | 23
|
6. Критический эмпиризм (1798) | 25
|
7. Наблюдение и обобщение (1798–1799) | 28
|
8. Два отрывка из диалога об искусстве (1799) | 29
|
9. Два типа мышления (1823) | 31
|
10. Математика (1826–1829) | 33
|
11. О математике и о злоупотреблении ею (1826) | 37
|
12. Опыт и идея (1828) | 39
|
13. Анализ и синтез (1829) | 48
|
14. Феноменализм (1829) | 51
|
15. Объяснение явлений (1831) | 63
|
.2. Афоризмы | 68
|
От составителя | 68
|
1. Эмпиризм | 70
|
2. Критика эмпиризма | 77
|
3. Рассудочное и разумное познание | 84
|
4. Символизм | 92
|
5. Субъект — объект | 99
|
6. Полярность, диалектика | 102
|
7. Научный и психологический релятивизм | 107
|
8. Прагматизм | 116
|
9. Универсализм | 122
|
Гёте Иоганн Вольфганг Великий немецкий поэт, философ и естествоиспытатель, государственный деятель, один из основоположников немецкой литературы Нового времени. Родился во Франкфурте-на-Майне, в семье имперского советника. Учился в Лейпциге (1765–1768) и Страсбурге (1770–1771); слушал лекции по юриспруденции и многим другим научным дисциплинам, включая медицину; защитил диссертацию на звание доктора права. Тогда же проникся духом национальной поэзии, стал собирателем народных песен, изучал древнегерманское искусство. С 1775 г. жил в Веймаре, где был советником веймарского герцога; участвовал в военной кампании против Наполеона. В 1782 г. Гёте, являвшийся членом герцогского Тайного совета, был возведен в дворянство и назначен президентом палаты, в 1815 г. стал первым министром. С 1826 г. — иностранный почетный член Петербургской академии наук.
Всемирную славу Иоганну Вольфгангу Гёте принес роман в письмах «Страдания юного Вертера» (1774), но самым грандиозным его произведением стала трагедия «Фауст», над которой он работал в течение всей жизни. В «Фаусте» в значительной степени нашли отражение рассуждения Гёте о естественных науках, политике, эстетике и философии. В области естествознания он выполнил ряд работ по сравнительной морфологии растений и животных, по физике (оптика и акустика), минералогии, геологии и метеорологии. Наибольшее историческое значение имеют его морфологические исследования; им прослежены признаки сходства в устройстве различных органов растений, ему принадлежит термин «морфология». Взгляды Гёте на единство строения растительных и животных организмов позволяют считать его одним из предшественников Чарлза Дарвина. Его труды по теории цвета и в наше время сохраняют научное и философское значение, главным образом в области физиологии и психологии зрения.
|
|
|
|