Предисловие Настоящее издание является итогом многолетней работы автора. Оно посвящено роли средств искусства в преодолении глобальных вызовов. На первый взгляд может показаться, что никакой связи между этими понятиями нет. Действительно, глобальные кризисы — это нечто серьезное, затрагивающее разные сферы человеческой жизни, а главное — имеющее планетарный масштаб. Искусство же — это нечто по современным меркам неконкретное и носящее по большей части развлекательно-досу¬говый характер. Автор издания в своем исследовании опровергает сложившиеся стереотипы. Рассматривая проблему через призму биосферно-ноосферной и эколого-культурной концепций, сопоставляя их с теорией глобализации, автор заключает, что искусство, как и эстетическое воспитание имеют одно из стратегических значений в решении многочисленных глобальных проблем. При этом в формировании эстетических представлений современного человека одну из важнейших ролей играют организация городской среды, а также система эстетического воспитания личности, в том числе и через средства массовой информации. Эколого-культурный подход, на который опирается автор, в настоящее время, в связи с пандемией, приобрел особую актуальность. Это связано в первую очередь с поиском путей разрешения экологических кризисов, число которых в последние десятилетия только возрастало. Издание будет интересно всем специалистам, работающим в области теории, истории и философии культуры, истории и философии науки и техники, а также экологам, преподавателям и студентам высших и средних учебных заведений.
Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна Художник, кандидат культурологии, специалист в области арт-терапии. Лауреат Государственной стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства, а также талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений (2014, 2015). Член Союза художников России (СХР), Международной ассоциации изобразительных искусств — АИАП ЮНЕСКО, Творческого союза художников России (ТСХР) и Международной федерации художников, Союза журналистов Москвы, действительный член Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), заместитель председателя по международным проектам РОО «Культурно-просветительский центр имени Ардашевых».
Автор более 60 научных и научно-популярных публикаций, в числе которых монографии: «Музы московского метро» (2010); «Такая разная Гавана» (2016); глава в коллективной монографии «Экология культуры: К 110-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева (28.11.1906–30.09.1999)» (Фундаментальная программа Президиума РАН: «Исследование исторического процесса развития науки и техники в России: место в мировом научном сообществе, социальные и структурные трансформации» (I.28П), проект № 0002-2015-0005) (2016); «Московский метрополитен как культурный феномен» (М.: URSS) и др. Издание «Музы московского метро» рекомендовано Институтом современной российской культуры (The Institute of Modern Russian Culture) в Лос-Анджелесе для изучения русского искусства XX века, а монография «Московский метрополитен как культурный феномен» рекомендована для изучения студентами Московского городского университета управления Правительства Москвы. Новое научное направление «Экология культуры» сейчас активно внедряется в Институте науки, техники и общества при Университете Цзинхуа (КНР). Также является разработчиком методических рекомендаций по арт-терапии в рамках проекта «Культурные центры. Будущее» Правительства Москвы. Живописные работы автора находятся в Калужском музее изобразительных искусств, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. |