Обложка Чернявская В.Е. Текст и социальный контекст: Социолингвистический и дискурсивный анализ смыслопорождения
Id: 272515
499 руб. Новинка недели!

Текст и социальный контекст:
Социолингвистический и дискурсивный анализ смыслопорождения

URSS. 2021. 208 с. ISBN 978-5-9710-8887-5.
•Язык в действии: между семантикой и прагматикой; текст, дискурс, корпус.
•Понимание: от принципа кооперации к контекстуализации.
•Контекстуализация и управление контекстом.
•Метапрагматика коммуникации.
•Языковая идеология и власть дискурса.
•Политизация контекста.
•Поликодовая коммуникация.
Белая офсетная бумага.

Аннотация

В монографии раскрываются новые подходы в анализе смыслопорождения и понимания текста в социальных контекстах. Представляются прагматически ориентированный подход к тексту и дискурсу в пост-грайсовской парадигме и объяснительные возможности контекстуализации как фактора, определяющего понимание и влияющего на непонимание в социальных ситуациях. Коммуникативная деятельность в социуме рассматривается с позиции метапрагматики,...(Подробнее) социальной индексальности, идеологии языка, политкорректности. Эти понятия создают особый ракурс в анализе эксплицитности и имплицитности в высказывании, а также в изучении агентивности, творческой свободы субъекта, выражающего смыслы, и детерминированности смыслопорождения в социальной практике. Язык анализируется вместе с другими семиотическими ресурсами, которые участвуют в порождении социальных значений.

Адресовано специалистам в области социолингвистики, дискурсивного анализа, антропологической лингвистики, культуроведческой лингвистики.


Содержание
Оглавление3
Введение6
1. Методологические основания исследования6
2. Ключевые понятия анализа11
3. Структура книги17
Глава 1. Язык в действии: между семантикой и прагматикой20
1. Эксплицитное и имплицитное20
2. Имплицитное — коннотация — социальное значение22
3. Свобода смыслопорождения или предзаданность понимания26
Глава 2. Язык в действии: текст, дискурс, корпус29
1. Текст как инструмент описания языка в действии29
2. Текст и ситуация33
3. Коммуникативная компетенция и текстуальность36
4. Дискурс как инструмент описания языка42
5. Дискурс как корпус46
6. Дискурс как инструмент описания социальной практики: критический анализ дискурса50
Глава 3. Понимание: от принципа кооперации к контекстуализации54
1. Понимание и интерпретация54
2. Непонимание в коммуникации57
3. Принцип кооперации: объяснительные возможности и ограничения60
4. Теория релевантности: объяснительные возможности и ограничения65
5. Ментальная репрезентация релевантной ситуации: объяснительные возможности и ограничения69
Глава 4. Контекстуализация и управление контекстом76
1. Контекст: к определению понятия77
2. Контекстуализация83
3. Контекстуализация и «контекстуальные ключи»84
4. Контекстуализация и социальная индексальность87
Глава 5. Метапрагматика коммуникации97
1. Рефлексия и метаязык97
2. Метапрагматика: определение понятия102
3. Маркированность метапрагматической деятельности105
4. Прагматика и метапрагматика: объяснительные приращения107
Глава 6. Языковая идеология и власть дискурса118
1. Языковая идеология: определение понятия118
2. Габитус, дискурс, идеология119
3. Языковая идеология и социальное значение124
4. Политическая корректность132
5. Интертекстуальность и интердискурсивность142
6. Интертекстуальная компетенция и понимание в социуме146
Глава 7. Политизация контекста159
1. Политически мотивированное конструирование контекста: критический дискурс-анализ159
2. Политизация контекста восприятия161
Глава 8. Поликодовая коммуникация173
1. Визуальный модус коммуникации173
2. Визуальное изображение как прецедентный текст177
3. Типографика и социальная индексальность182
4. Жест и социальная индексальность184
Заключение190
Библиография193

Об авторе
Чернявская Валерия Евгеньевна
Лингвист, специалист в теории и методологии исследований текста и дискурса, в области социальной семиотики, мультимодальности. Доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Автор книг «Лингвистика текста. Лингвистика дискурса» (М.: URSS); «Текст в медиальном пространстве» (М.: URSS); «Научный дискурс: выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема» (М.: URSS); «Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия».