URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Розенталь М.М. Материалистическая диалектика: Популярный очерк основных законов материалистической диалектики Обложка Розенталь М.М. Материалистическая диалектика: Популярный очерк основных законов материалистической диалектики
Id: 272512
439 р.

Материалистическая диалектика:
Популярный очерк основных законов материалистической диалектики. № 235. Изд. 2

URSS. 2021. 128 с. ISBN 978-5-9710-8924-7.
Типографская бумага
Что такое материалистическая диалектика • Закон единства и борьбы противоположностей • Закон перехода количества в качество и качества в количество • Закон отрицания отрицания • Конкретный анализ в материалистической диалектике.

Аннотация

Книга советского философа-марксиста М. М. Розенталя представляет собой очерк, посвященный прояснению роли материалистической диалектики в системе философского знания и описанию каждого из ее основных законов. В первой главе дается общее введение в материалистическое учение, проясняется роль диалектики и ее место в философии. Во второй, третьей и четвертой главах описываются конкретные диалектические законы: единства и борьбы противоположностей,... (Подробнее)


Содержание
top
Введение3
ГЛАВА ПЕРВАЯ Что такое материалистическая диалектика6
ГЛАВА ВТОРАЯ Закон единства и борьбы противоположностей32
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Закон перехода количества в качество и качества в количество75
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Закон отрицания отрицания99
ГЛАВА ПЯТАЯ Конкретный анализ в материалистической диалектике109
Содержание124

Введение
top

Каждый, кто читал произведения великих вождей пролетариата — Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, знает, какое огромное значение придают они революционной материалистической диалектике.

От внимательного читателя не может ускользнуть одна черта, которая бросается в глаза при чтении их произведений: борясь против всяких оппортунистических и других враждебных течений в рабочем движении, вскрывая их буржуазный характер, Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин связывают политические лозунги, тактику, теории этих течений с их изменой революционной диалектике.

В своей известной статье «О нашей революции» (по поводу записок Н. Суханова) Ленин разоблачает и высмеивает буржуазную теорию меньшевиков о том, что русский пролетариат не дорос до социалистической революции, что он установил в России диктатуру пролетариата, якобы не считаясь с общими законами развития общества.

Ленин, показывая вздорность «теорий» этих «ученых» господ, пишет:

«Они все называют себя марксистами, но понимают марксизм до невозможной степени педантски. Решающего в марксизме они совершенно не поняли; именно, его революционной диалектики».

Вспомним ту часть политического отчета Центрального комитета XVI съезду ВКП(б), сделанного товарищем Сталиным, которая была посвящена уклонам в национальном вопросе.

Уклоняющиеся в сторону великорусского шовинизма видят «противоречие» в учении ленинизма о том, что путь к одной общей социалистической (и по форме и по содержанию) культуре лежит через развитие и расцвет национальных по форме и социалистических по содержанию культур. Под маской защиты интернациональной культуры они выступают против развития и поддержки национальных культур ранее угнетенных народов. Товарищ Сталин показывает, что этот уклон в действительности «отражает стремление отживающих классов господствовавшей ранее великорусской нации вернуть себе утраченные привилегии».

И тут же товарищ Сталин замечает: «Беда наших уклонистов состоит в том, что они не понимают и не хотят понять марксовой диалектики» Они не хотят понять, что ленинская «противоречивая» формула «отражает ту жизненную правду марксовой диалектики, которая дает большевикам возможность брать самые неприступные крепости в области национального вопроса».

Уже этих двух высказываний достаточно, чтобы убедиться, какой огромной силой считают вожди пролетариата революционную диалектику.

Прекрасные слова товарища Сталина о том, что жизненная правда материалистической диалектики дает большевикам возможность брать неприступные крепости и побеждать, определяют самое глубокое, самое существенное значение этого острейшего инструмента борьбы и побед пролетариата.

Движение рабочего класса существует сравнительно немного десятилетий. Но за небольшой исторический период пролетариат проделал такой путь, какого по интенсивности, по напряженности борьбы, по драматизму, по смене форм движений не знал ни один класс.

Всего двадцать три года отделяют Парижскую коммуну от первого самостоятельного боевого выступления пролетариата на июньских баррикадах 1848 г. Но рабочий класс уже борется за политическую власть, создает свои государственные органы, самоотверженно принимается за строительство нового общества. Через сорок шесть лет русский пролетариат, продолжая движение Коммуны, свергает власть помещиков и капиталистов и устанавливает новую в мировой истории власть — власть рабочего класса. Преодолевая величайшие трудности, отражая бешеные атаки всего мирового фронта объединившихся эксплоататорских классов, русские рабочие и крестьяне, руководимые большевистской партией, начинают строительство социалистического общества. Проходит еще девятнадцать лет, и товарищ Сталин провозглашает Конституцию построенного в основном социалистического общества на одной шестой части земного шара.

История этого интенсивного и героического движения молодого класса менее всего представляет прямую линию, менее всего напоминает легкое и беспрерывное победное шествие. Нужно было объединить, дисциплинировать, организовать пролетариат, довести до его сознания идеи научного коммунизма, вести беспрерывную борьбу с многочисленными оппортунистическими течениями внутри рабочего движения, разлагавшими пролетариат; нужно было создать, воспитать и выковать подлинно пролетарскую, коммунистическую партию, которая шла бы в авангарде рабочего класса, которая умела бы организовать народные массы и подготовить их к решительному штурму; нужно было уметь с величайшим искусством определять стратегию и тактику пролетарской борьбы, правильно строить взаимоотношения с другими классами, сплотить вокруг пролетариата его союзников из других трудящихся классов, давать всегда истинные лозунги борьбы, не застывая на старых, отживших лозунгах.

Если спросить, в чем источники великой силы пролетарского движения, могущественной стратегии и тактики борьбы рабочего класса, то на этот вопрос нужно будет ответить: один из величайших источников этой силы находится в революционной теории марксизма-ленинизма, в материалистической диалектике.

Применением материалистической диалектики к политике и тактике рабочего класса вожди пролетариата — Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин создавали и создают прочную, непоколебимую основу для победоносного движения пролетарской революции.

Не менее велико значение диалектики и для развития наук.

Целый ряд областей знания благодаря материалистической диалектике стал на прочные научные основания.

С какой бы областью познания ни соприкасалась материалистическая диалектика — с историей, политической экономией, естествознанием, — в каждую из них она вносит живую революционную силу.

Что же такое материалистическая диалектика? В чем ее сила и значение?


Об авторе
top
photoРозенталь Марк Моисеевич
Известный советский философ, специалист по проблемам диалектической логики, социальной философии и истории отечественной философии. Доктор философских наук (1946), профессор (1940), заслуженный деятель науки РСФСР (1966). Родился в селе Устье Подольской губернии. В 1933 г. окончил Институт красной профессуры. В 1933–1941 гг. — заместитель ответственного редактора журнала «Литературный критик». В 1946–1975 гг. работал в Академии общественных наук при ЦК КПСС. Заместитель директора Института философии АН СССР, заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии». Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

В область научных интересов М. М. Розенталя входили диалектический материализм, эстетика, история философии. Он исследовал диалектику, рассматривая ее в общей системе философского знания; показывал плодотворность применения к анализу сложных систем социальной реальности принципа единства логического и исторического и принципа восхождения от абстрактного к конкретному; много внимания уделил изучению конфликтности и противоречивости социального развития. Автор книг «Материалистическая диалектика» (1937), «Вопросы эстетики Г. В. Плеханова» (1939), «Философские взгляды Н. Г. Чернышевского» (1948), «Марксистский диалектический метод» (1951), «Принципы диалектической логики» (1960), «Ленинская теория познания и ее современное развитие» (1961), «Диалектика ленинского исследования империализма и революции» (1976) и других.