URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: История и современность Обложка Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: История и современность
Id: 272242
758 р.

Гегелевская философия права:
История и современность. № 233. Изд. 2

URSS. 2021. 288 с. ISBN 978-5-9710-8898-1.
Белая офсетная бумага
Белая офсетная бумага.
Политико-правовое учение Гегеля • Отношение К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина к гегелевской философии права • Исторические судьбы гегелевской философии права.

Аннотация

В книге анализируются основные проблемы философии права Гегеля, освещается отношение классиков марксизма-ленинизма к гегелевскому учению, рассматриваются главные направления интерпретаций гегелевской философии права представителями различных школ и течений на протяжении полутора веков. Автор подвергает критике реакционные трактовки и модификации политического учения Гегеля.

Книга будет полезна как философам, историкам и правоведам, занимающимся... (Подробнее)


Оглавление
top
ОГЛАВЛЕНИЕ3
Предисловие к первому изданию5
Глава первая Политико-правовое учение Гегеля7
Генезис и этапы формирования гегелевского учения7
Философское учение о государстве и праве36
Диалектика объективного духа43
Воля и право52
Отношение Гегеля к исторической школе и естественному праву62
Ступени развития понятия права: абстрактное право, мораль и нравственность78
Гражданское общество и государство86
Разумное государство и конституционная монархия97
Отношения между государствами и всемирная история111
Глава вторая Отношение К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина к гегелевской философии права124
На младогегельянских позициях127
Отношение К. Маркса к учению Гегеля в период работы в «Рейнской газете»133
Отношение к гегелевскому учению в раиних статьях Ф. Энгельса143
Критика К. Марксом гегелевской философии права в рукописи 1843 г148
Оценка К. Марксом и Ф. Энгельсом гегелевского учения с позиций материализма и коммунизма157
Гегелевское учение в оценке Б. И. Ленина168
Глава третья Исторические судьбы гегелевской философии права178
Отношение к учению Гегеля во второй половине XIX в178
«Ренессанс Гегеля» и немецкое неогегельянство198
Неогегельянство в Италии213
Неогегельянство в Англии и Голландии218
Гегельянство во Франции220
Современный этап исследований гегелевской философии права226
Гегель как «тоталитарист»229
«Реабилитированный» Гегель247
Заключение273

Предисловие к первому изданию
top
В истории философской и политической мысли Гегелю принадлежит выдающееся место, как гениальному мыслителю-диалектику. Творческие достижения Гегеля прочно вошли в сокровищницу человеческой культуры, оказали заметное влияние на дальнейшее духовное развитие и дали мощный толчок новым исследованиям в самых различных областях знания.

К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, наряду с принципиальной критикой, дали высокую оценку теоретическому наследию Гегеля.

Весьма примечательно, что марксизм, возникший на основном направлении прогресса человеческой мысли, в качестве одного из* своих теоретических источников, как отмечал В. И. Ленин, имеет гегелевскую философию. Основоположники марксизма, пройдя в начале своего духовного развития гегельянский период, в ходе критического расхождения с учением Гегеля разработали первые идеи своего направления, а в дальнейшем на новой, материалистической основе развили революционно-диалектическое учение.

Гегелевская философия права — важная составная часть всего учения Гегеля, в которой специфически проявляется его общефилософская позиция.

«Философия права», в которой резюмировано политико-правовое учение Гегеля,— одна из наиболее знаменитых работ в истории политической мысли, вот уже более ста пятидесяти лет привлекающая пристальное внимание многочисленных исследователей. Вокруг этой работы постоянно шли острые теоретические и идеологические споры, усилившиеся в XX в.

Интерпретаторы гегелевского учения всегда уделяли значительное внимание его политической теории. Интерес к идеологическому, политико-правовому аспекту гегелевской философии особенно отчетливо доминирует во многих современных обращениях к Гегелю. Причем характерной чертой многочисленных буржуазных интерпретаций гегелевской философии права (с начала XX в. и особенно в современных условиях) является их направленность против марксистско-ленинской идеологии и социалистической государственно-правовой практики.

Будучи на стыке историй политических учений, теории государства и права, философии и ряда других смежных дисциплин, затрагиваемая тема весьма значима в научном отношении и актуальна как одно из содержательных направлений современной идеологической борьбы. Этим обусловлено, в частности, стремление автора работы сочетать анализ теоретико-методологической стороны освещаемых концепций с критическим анализом их политико-идеологического смысла.

Во всей современной дискуссии вокруг гегелевской философии права центральной является проблема: Гегель и марксистско-ленинское учение. Поэтому специальное внимание уделено в настоящей работе освещению различных этапов и аспектов отношения К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина к гегелевскому учению, раскрытию как моментов диалектической преемственности, так и принципиального отличия марксистско-ленинского мировоззрения от идей, развитых в философии права Гегеля.

Методология, принципы и критерии подхода классиков марксизма-ленинизма к учению Гегеля являются отправными во всем современном марксистском гегелеведении. Для современного этапа исследований гегелевской философии права марксистскими авторами, в том числе советскими правоведами и философами, характерны обращение к новым аспектам гегелевской доктрины, углубленный интерес к методологическим ее проблемам, активное участие в работе различных международных конгрессов и форумов по гегелевской тематике.

В настоящей работе, опирающейся на результаты предшествующих исследований, предпринята попытка рассмотреть основные положения философии права Гегеля— как в аспекте их генезиса и оригинальной разработки, так и их последующих интерпретаций. Сочетание истории и современности при подходе к политическому учению Гегеля позволяет наиболее адекватно уяснить смысл самого гегелевского учения, те значения, которые приобретают его положения в многочисленных последующих заимствованиях, трактовках и модификациях, его место и роль в современной борьбе идей и взглядов.

1974 г.


Об авторе
top
photoНерсесянц Владик Сумбатович
Доктор юридических наук, профессор, академик РАН. Автор фундаментальных трудов по философии права, теории государства и права, истории политических и правовых учений. В 1961 г. окончил юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, в 1965 г. защитил там же кандидатскую диссертацию. С 1975 г. доктор наук. В 1970–1980 гг. — старший научный сотрудник Института государства и права АН СССР, в 1980–2005 гг. — заведующий сектором истории государства, права и политических учений. С 1992 г. руководил Центром теории и истории права и государства ИГП РАН. Несмотря на занимаемые должности в ведущем обществоведческом институте СССР, принципиально не вступал в КПСС.

Научные работы В. С. Нерсесянца посвящены теоретическим проблемам развития общества, права и государства, месту индивида в обществе и его взаимоотношениям с властью. Им разработана либертарно-юридическая теория права и государства и основанная на ней концепция цивилизма как постсоциалистического общественного строя. Он автор около 400 научных работ, включая 16 индивидуальных монографий и учебников, научный руководитель и консультант кандидатских и докторских диссертаций. В память о В. С. Нерсесянце ежегодно проводятся философско-правовые чтения в Институте государства и права РАН и в Высшей школе экономики.