В истории философской и политической мысли Гегелю принадлежит выдающееся место, как гениальному мыслителю-диалектику. Творческие достижения Гегеля прочно вошли в сокровищницу человеческой культуры, оказали заметное влияние на дальнейшее духовное развитие и дали мощный толчок новым исследованиям в самых различных областях знания. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, наряду с принципиальной критикой, дали высокую оценку теоретическому наследию Гегеля. Весьма примечательно, что марксизм, возникший на основном направлении прогресса человеческой мысли, в качестве одного из* своих теоретических источников, как отмечал В. И. Ленин, имеет гегелевскую философию. Основоположники марксизма, пройдя в начале своего духовного развития гегельянский период, в ходе критического расхождения с учением Гегеля разработали первые идеи своего направления, а в дальнейшем на новой, материалистической основе развили революционно-диалектическое учение. Гегелевская философия права — важная составная часть всего учения Гегеля, в которой специфически проявляется его общефилософская позиция. «Философия права», в которой резюмировано политико-правовое учение Гегеля,— одна из наиболее знаменитых работ в истории политической мысли, вот уже более ста пятидесяти лет привлекающая пристальное внимание многочисленных исследователей. Вокруг этой работы постоянно шли острые теоретические и идеологические споры, усилившиеся в XX в. Интерпретаторы гегелевского учения всегда уделяли значительное внимание его политической теории. Интерес к идеологическому, политико-правовому аспекту гегелевской философии особенно отчетливо доминирует во многих современных обращениях к Гегелю. Причем характерной чертой многочисленных буржуазных интерпретаций гегелевской философии права (с начала XX в. и особенно в современных условиях) является их направленность против марксистско-ленинской идеологии и социалистической государственно-правовой практики. Будучи на стыке историй политических учений, теории государства и права, философии и ряда других смежных дисциплин, затрагиваемая тема весьма значима в научном отношении и актуальна как одно из содержательных направлений современной идеологической борьбы. Этим обусловлено, в частности, стремление автора работы сочетать анализ теоретико-методологической стороны освещаемых концепций с критическим анализом их политико-идеологического смысла. Во всей современной дискуссии вокруг гегелевской философии права центральной является проблема: Гегель и марксистско-ленинское учение. Поэтому специальное внимание уделено в настоящей работе освещению различных этапов и аспектов отношения К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина к гегелевскому учению, раскрытию как моментов диалектической преемственности, так и принципиального отличия марксистско-ленинского мировоззрения от идей, развитых в философии права Гегеля. Методология, принципы и критерии подхода классиков марксизма-ленинизма к учению Гегеля являются отправными во всем современном марксистском гегелеведении. Для современного этапа исследований гегелевской философии права марксистскими авторами, в том числе советскими правоведами и философами, характерны обращение к новым аспектам гегелевской доктрины, углубленный интерес к методологическим ее проблемам, активное участие в работе различных международных конгрессов и форумов по гегелевской тематике. В настоящей работе, опирающейся на результаты предшествующих исследований, предпринята попытка рассмотреть основные положения философии права Гегеля— как в аспекте их генезиса и оригинальной разработки, так и их последующих интерпретаций. Сочетание истории и современности при подходе к политическому учению Гегеля позволяет наиболее адекватно уяснить смысл самого гегелевского учения, те значения, которые приобретают его положения в многочисленных последующих заимствованиях, трактовках и модификациях, его место и роль в современной борьбе идей и взглядов. 1974 г.
![]() Доктор юридических наук, профессор, академик РАН. Автор фундаментальных трудов по философии права, теории государства и права, истории политических и правовых учений. В 1961 г. окончил юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, в 1965 г. защитил там же кандидатскую диссертацию. С 1975 г. доктор наук. В 1970–1980 гг. — старший научный сотрудник Института государства и права АН СССР, в 1980–2005 гг. — заведующий сектором истории государства, права и политических учений. С 1992 г. руководил Центром теории и истории права и государства ИГП РАН. Несмотря на занимаемые должности в ведущем обществоведческом институте СССР, принципиально не вступал в КПСС.
Научные работы В. С. Нерсесянца посвящены теоретическим проблемам развития общества, права и государства, месту индивида в обществе и его взаимоотношениям с властью. Им разработана либертарно-юридическая теория права и государства и основанная на ней концепция цивилизма как постсоциалистического общественного строя. Он автор около 400 научных работ, включая 16 индивидуальных монографий и учебников, научный руководитель и консультант кандидатских и докторских диссертаций. В память о В. С. Нерсесянце ежегодно проводятся философско-правовые чтения в Институте государства и права РАН и в Высшей школе экономики. |