0
Обложка Семенов Ю.И. Общественная власть: Сущность, возникновение, историческое развитие, формы: Историко-теоретический очерк
Id: 272068
579 руб.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ:
Сущность, возникновение, историческое развитие, формы: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОЧЕРК № 231
Общественная власть: Сущность, возникновение, историческое развитие, формы: Историко-теоретический очерк

URSS. 2021. 120 с. ISBN 978-5-9710-8845-5.
  • Твердый переплет
Белая офсетная бумага.

Аннотация

В данной работе рассматривается историческая эволюция различных форм власти. Из всех форм власти в обществе самой значимой является та, которую можно назвать волевой. Суть ее заключается в наличии властной воли, которая определяет, детерминирует подвластные воли, а тем самым — и действия носителей этих воль. Самой важной формой волевой власти в масштабах общества является власть, которую можно назвать социальной волей: властная воля ...(Подробнее)является волей всего общества в целом, то есть всех его членов вместе взятых, а подвластными волями — воли тех же самых членов общества, но только взятые по отдельности. Самыми яркими формами такого рода социальной воли являются, во-первых, табуитет (система жестких запретов, табу), и, во-вторых, первобытная мораль. Впоследствии, наряду с моралью, шаг за шагом стал возникать еще один способ регулирования отношений между людьми, который именуют первобытным обычным правом.

С переходом к цивилизации и расколом общества на классы с диаметрально противоположными интересами единую волю общества сменили две противоположно направленные воли. Но общество продолжало по-прежнему нуждаться в единой власти. В этих условиях единственным способом обеспечения единства власти было навязывание всему обществу воли одного класса, а именно класса эксплуататоров. Это могло быть сделано только путем применения силы, что было невозможно без создания специального аппарата насилия. Так возникли государства, государственный аппарат, а затем и государственное, или законное, право. Но обычное право исчезло далеко не сразу; оно еще долгое время продолжало существовать и функционировать в классовом обществе.

Книга рекомендуется историкам, политологам, философам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей развития властных отношений в обществе


Оглавление
Проблема предельно общей периодизации истории человечества
Вместо введения
Проблема предельно общей периодизации истории человечества 5
Глава 1. Понятие власти. Социальная воля как формы власти: табуитет и мораль 9
1. Понятие власти 9
2. Табуитет: сущность и происхождение 12
3. Мораль как форма социальной воли 17
Глава 2. Обычное право как средство обеспечения справедливости в доклассовом обществе: возникновение и развитие 23
1. Возникновение обычного права: принцип талиона 23
2. Эволюция обычного права в позднем первобытном
(первобытно-престижном) обществе 31
3. Обычное право в предклассовом обществе 40
Глава 3. Государство, государственная власть, политика, право 49
1. Государство: сущность и возникновение 49
2. Проблема носителя государственной власти 53
3. Государственная политика и верховная государственная власть.
Политика и политическая борьба 56
4. Исторический тип государства.
Политический режим. Форма правления 69
5. Легитимная смена верховной государственной власти 87
6. Государственные перевороты: сущность и типология 88
7. Возникновение, сущность и основные сферы законного права 96
Глава 4. Крестьянский мир цивилизованных обществ и крестьянское обычное право 100
Именной указатель 117

Вместо введения

Проблема предельно общей периодизации истории человечества

Рассмотрение развития форм общественной власти на протяжении всей истории человечества требует хотя бы самого краткого знакомства с его предельно общей периодизацией.

Общепризнанно в мировой исторической науке, что первые цивилизованные, то есть классовые, общества появились примерно лишь 5 тыс. лет тому назад. Этими первыми цивилизациями были, как известно, шумерская и египетская. Ранее все общества были качественно иными: нецивилизованными, доклассовыми. В современной западной литературе их принято называть примитивными (primitive), примордиальными (primordial), бесклассовыми (classless), безгосударственными (stateless), эгалитарными (egalitarian) обществами. В отечественной литературе их обычно именовали первобытными, первобытно-общинными или первобытно-коммунистическими.

Даже такие противники унитарно-стадиального понимания истории, как, например, Арнольд Джозеф Тойнби (1889–1975), автор многотомного «Исследования истории» (1935–1961), были вынуждены рассматривать примитивные общества в качестве стадии, предшествовавшей цивилизованным обществам и подготовившей их появление. Таким образом, очень многие историки прежде всего подразделяли историю человечества на стадию примитивного и стадию цивилизованного общества.

Признавая существование качественной грани между первобытным и классовым (цивилизованным) обществами, историки-марксисты в то же время предлагали более дробное членение истории человечества. Большинство из них рассматривали первобытное общество как первую общественно-экономическую формацию, а в развитии классового общества выделяли либо три (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая), либо четыре общественно-экономических формации (в последнем случае в качестве первой классовой формации добавляется «азиатское», или политарное, общество) .

Но во всех этих схемах игнорировалось крайне важное обстоятельство. В свете современных данных науки совершенно ясным стало, что между непосредственными животными предшественниками человека и подлинными людьми лежит длительный период превращения первых во вторых, период формирования человека — антропогенеза (от греч. антропос — «человек» и генезис — «происхождение»).

Он же одновременно является и периодом трансформации зоологического объединения (стада) животных предков человека в человеческое общество, периодом становления человеческого общества — социогенеза (от лат. societas — «общество»). Антропогенез и социогенез — не два самостоятельных процесса, а две неразрывно связанные стороны одного единого процесса становления человека и общества — антропосоциогенеза. Люди, жившие в эту эпоху, были людьми еще только формирующимися — пралюдьми. Пралюди жили в формирующемся обществе — праобществе.

Начался антропосоциогенез примерно 1,9–1,8 млн лет тому назад, а завершился совсем недавно, где-то около 40 тыс. лет тому назад. По археологической периодизации это ранний древнекаменный век — ранний палеолит (от греч. палайос — «древний» и литос — «камень»). На грани раннего и позднего палеолита на смену формирующимся людям (пралюдям) пришли люди готовые, сформировавшиеся — неоантропы (от греч. неос — «новый»), или Homo sapiens — люди того самого биологического вида, к которому принадлежит все современное человечество. Одновременно завершилось становление человеческого общества, и начался период развития готового человеческого общества. На смену праистории человечества пришла его история. Первой исторической формой этого общества было первобытное общество.

В результате получается, что под названием истории первобытного (или примитивного) общества в литературе объединяются два существенно отличных друг от друга периода истории человечества: (1) эра становления человека и общества и (2) начальный этап развития уже готового, сложившегося человеческого общества. Но как бы эти два периода истории человечества ни отличались друг от друга, между ними есть и существенное общее. Процесс становления человеческого общества с неизбежностью был не чем иным, как процессом формирования первой исторической формы этого общества — первобытного общества. Данное обстоятельство и послужило основанием для объединения периода становления человека и общества с первым этапом истории готового общества в единое целое. Лучше всего было бы назвать это единое целое историей не первобытного общества, а историей первобытности, сохранив название «история первобытного общества» для обозначения лишь первого этапа истории готового человеческого общества.

Таким образом, вся история человечества прежде всего подразделяется на два основных периода: (1) эпоху становления человека и общества, антропосоциогенеза и (2) эпоху истории готового, сформировавшегося человеческого общества.

И в заключение коротко о периодизации истории первой формы готового человеческого общества — первобытного или доклассового общества. Прежде всего, выделяется стадия собственно первобытного общества, которая подразделяется на этап раннего первобытного (или первобытно-коммунистического) общества и этап позднего первобытного (или первобытно-престижного) общества. За ней следует эпоха перехода от первобытного общества к классовому — стадия предклассового общества.


Об авторе
Семенов Юрий Иванович
Доктор исторических наук (1963), профессор кафедры философии Московского физико-технического института (государственного университета). Много лет работал по совместительству старшим, ведущим, главным научным сотрудником сектора истории первобытного общества Института этнографии АН СССР (позднее — Институт этнологии и антропологии РАН) и профессором кафедры социальной философии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Специалист по теории познания, философии и общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества.

Автор около 500 печатных научных работ, среди которых книги: «Возникновение человеческого общества» (1962); «Как возникло человечество» (1966, 2002; выходила в Токио и Будапеште); «Происхождение брака и семьи» (1974; переизд. в URSS; выходила в Пекине, Гаване, Ханое, в Москве на финском языке); «На заре человеческой истории» (1989; выходила в Токио); «Философия истории» (1999, 2003, 2013; каждое новое издание дополнялось); «Введение во всемирную историю» (вып 1–3; 1997–2001); «Политарный («азиатский») способ производства» (2008; переизд. в URSS); «Введение в науку философии» (в 6 книгах. М.: URSS, 2013); «Происхождение и развитие экономики» (М.: URSS, 2014); «Происхождение и развитие религии, мифологии, теологии и религиозной философии» (М.: URSS, 2019); «Общественная власть» (М.: URSS, 2021) и др.

Будучи не только философом, но и специалистом в области конкретных наук, Ю. И. Семенов приобрел богатый опыт решения основных задач научного познания, таких как отбор и интерпретация фактов, создание и проверка гипотез и теорий. Это позволило ему предложить оригинальные решения целого ряда проблем теории познания, связанных с совершением научного открытия, выявить и описать новые, ранее неизвестные формы разумного мышления.