Так явственно из глубины веков
Пытливый ум готовит к возрожденью
Забытый гул погибших городов
И бытия возвратное движенье.
Александр Блок
На фоне старого романского портала
Встает его годами стертый лик...
Эмиль Верхарп
Неодолимое стремление "изведать мира дальний кругозор" не покидало человека Средневековья. Пытливый дух исследования не могли смирить ни тяга к местной обособленности, ни боязнь враждебной и непонятной дали. В XII–XIII вв. массы людей, бросая насиженные места, пришли в движение. Купцы из Испании и Германии достигают берегов Персидского залива, иногда пересекают весь Азиатский континент. Экспедиции Плано Карпини и Марко Поло преодолевают огромные пространства Евразии. Тысячи паломников стекаются в Иерусалим на поклонение "гробу господню", или, ориентируясь на Млечный путь, идут к Пиренеям, чтобы посетить прославленную гробницу Иакова Компостельского. В потоки пилигримов вливаются странствующие жонглеры и бродячие студенты-ваганты. Из страны в страну в поисках заработка кочуют артели ремесленников. В ханской ставке в Каракоруме папский посол Вильгельм де Рубрук встречает золотых дел мастера родом из Парижа. Зодчие, посланные Фридрихом I Барбароссой, участвуют в белокаменном строительстве Андрея Боголюбского. Перед зрителями константинопольского ипподрома выступают "люди со всего света": индийские фокусники, акробаты родом из Египта, скандинавские танцоры в звериных шкурах. Крепнут связи между странами и областями. Возникают новые пути сообщения, возводятся мосты, вдоль главных дорог строят церкви и монастыри с постоялыми дворами для путников. Совершенствуется сухопутный и водный транспорт. По словам древнерусского поучения (в рукописи XIII в.), луна и звезды "дают свет всем шествующим человекам, луна по морю, по рекам, по озерам... Также и море творит, и озера, источники, реки, работая для людей; одних носят ветры, возя в кораблях, повелением божьим из города в город, пути творя ночью, летом в челнах, в лодьях, а зимой на возах". Древняя Русь, тесно связанная с феодальными государствами Востока и Запада, активно участвовала в создании культурного единства Средневековья. О ней знают французский и немецкий эпос, скандинавские саги, византийские и восточные хроники. В Киев "от всех дальних многих царств стицахуся всяко человецы и купцы", а во Владимир на Клязьме "гость приходил из Царягорода и от иних стран, из Руской земли, и аче Латинин, и до всего хрестьянства, и до всее погани...". При археологических раскопках древнерусских городов или в кладах драгоценных украшений, зарытых во времена, татаро-монгольского нашествия, находят художественные изделия мастеров Кельна и Лиможа, Гильдесгейма и Константинополя. Это вещи как светского, так и церковного обихода: водолеи (акваманилы), служившие для омовения рук, подсвечники, пиршественные чаши, ларцы, металлические украшения, образки, выполненные в различной технике. Иноземные "злато и сребро", "паволоки и сосуды различные" попадали на Русь в результате торгового обмена, в составе посольских и свадебных даров, в качестве военных трофеев, Их привозили с собой странствующие мастера, иностранные эмигранты и русские паломники к святыням Царьграда и Палестины. Предметы утвари "от грек" или "от латинян", найденные в Восточной Европе, – важный Источник для изучения международных контактов Древней Руси. К охотничьим лесным племенам Урала привозная серебряная посуда попадала в обмен на драгоценные меха, которые пользовались огромным спросом в средневековом мире. Многие предметы импорта, единственные в своем роде, восполняют важные недостающие звенья в истории средневекового искусства. Например, группа серебряных чаш XII в. заставляет иначе взглянуть на искусство "христианнейшей" Византии. Их убранство рисует нам Византию живую и героическую, отличную от Византии церемониальной и чопорной. Декор чаш, отражающий мир эпической поэзии, за которым проглядывают реальный исторический фон и некоторые черты интимной жизни царского двора, позволяет коснуться вопроса о взаимоотношениях народной и аристократической культур в Ромейской державе. Связанные с народным творчеством, ювелиры были менее зависимы от жестких требований официального византинизма, чем создатели фресок и мозаик. Изучение предметов художественного импорта таит много неожиданностей для исследователя средневековой культуры, которая предстает во всем своем многообразии. Но прежде чем начать рассказ о них, введем читателя в метод "дешифровки" символического подтекста изображений. Символизирующее мировоззрение с его "двойным" восприятием мира – ключ к пониманию средневекового искусства. Благодаря современному знанию символов человек XII в. для нас не абстракция. Мы постигаем его верования, вкусы, направление его внимания и творческих поисков. Мы можем его любить и улыбаться ему, как другу, мысль которого мы угадали. ![]() Известный специалист по истории средневековой культуры. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН. Родился в Витебске. В 1958 г. окончил исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и с того же года начал работать в Институте археологии. В 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1970–1980 гг. руководил Старорязанской экспедицией Института археологии. В 1978 г. В. П. Даркевичу была присуждена ученая степень доктора исторических наук за книги «Светское искусство Византии» (М., 1975) и «Художественный металл Востока» (М., 1976). Участник и руководитель ряда археологических экспедиций, автор около 200 научных трудов.
Основные научные интересы В. П. Даркевича: история и культура Руси IX–XIII вв., народная культура Cредневековья, связи средневековой Руси с Западной Европой, Византией и арабским миром. Его творчество отличается широтой кругозора, умением использовать междисциплинарный (с привлечением этнологии, истории искусств, литературоведения, лингвистики и др.) и цивилизационный (повышенное внимание к человеческой духовности, сопоставление цивилизаций католического Запада, Византии, Древней Руси, мусульманского Востока) подходы. При этом он не только обладает способностью проникновения во все глубины замыслов средневековых мастеров, но и может рассказывать о древнем искусстве живым и образным языком писателя, то есть в какой-то мере и формой изложения приблизиться к самому искусству. |