Информация и знания являются важнейшими ресурсами современного руководителя. Без своевременной и достаточно полной информации невозможно принять обоснованное управленческое решение и осуществить контроль за его выполнением. Руководитель организации любой формы собственности ежедневно сталкивается с решением большого количества задач, поэтому он должен быть обеспечен необходимой информацией по каждой задаче, например: о новых изобретениях в конкретной области, о новых технологических процессах и оборудовании, о прогрессивных методах труда, как в своей стране, так и за рубежом. Для принятия оптимального решения в условиях жесткой конкурентной борьбы нужен серьезный анализ рынков выпускаемой и намеченной к производству продукции, сырья, капиталов и рабочей силы. Сегодня информация превратилась в решающий фактор, добавляющий стоимость на каждом из этапов цикла "наука – техника – производство – сбыт – потребление". Накопленный мировой и отечественный опыт предпринимательской деятельности в условиях рынка, отводит информации об окружающей среде (внешней информации) первостепенное значение. Практика показывает, что в зависимости от специфики организации, доля внешней информации в общем объеме используемых данных составляет 85–95 %. Доступ к отечественному и мировому рынкам информационных ресурсов и услуг создает принципиально новые возможности инновационного развития производства, многократного роста производительности труда, решения социальных и экономических проблем, становления нового типа экономических отношений. Информационные ресурсы, взаимодействуя с техническими средствами обработки и передачи информации, породили новую отрасль экономики – информационный бизнес и оказывают революционное воздействие на традиционные отрасли производства: финансово-кредитную систему, промышленность, транспорт, связь, торговлю. Информационно-коммуникативные технологии стремительно меняют лицо современного бизнеса. Все большее число российских компаний и предприятий начинает активно использовать новые возможности, открывающиеся при использовании сети Интернет. Интернет-рынок становится одним из самых эффективных инструментов для создания и развития большинства видов бизнеса. Инновационные инструментарии расширяют возможности интернет-пространства, позволяют продавать и покупать не только информацию, но и совершать различные сделки в виртуальном пространстве, не выходя из офиса. Одним из ключевых факторов конкурентоспособности предприятия является скорость реакции на изменение рыночной ситуации. Поэтому менеджерам-экономистам необходимы более эффективные формы ведения бизнеса. Одной из таких форм являются виртуальные предприятия, которые становятся важнейшим инструментом экономической деятельности. Параллельно с реальной средой создается виртуальный мир: электронный рынок, электронная коммерция, виртуальный банк, виртуальное предприятие, состоящее из географически разделенных организаций и работников, взаимодействующих в процессе производства с использованием электронных средств коммуникаций. Сегодня получение оперативной, достоверной и полной информации на основе инновационных подходов является необходимой составляющей успешной деятельности бизнес-структур. Единое информационное пространство (профессиональные базы данных, государственные, библиотечные и научно-технические ресурсы, информационные ресурсы архивного фонда и по статистике, правовая, биржевая и финансовая информация, массово-потребительская база данных и др.) становятся доступны, вне зависимости от времени и места, все большему числу пользователей и организаций. На смену технологиям, базирующимся на печатных носителях, пришло обслуживание, основанное на электронном представлении информации, тиражируемой в неограниченном количестве и мгновенно доступной через глобальные сети передачи данных. Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. Часто возникают ситуации, которые представляют значительную опасность для предприятия, например: неплатежеспособность партнеров, недобросовестная конкуренция, мошенничество в сфере кредитно-финансовых отношений, криминализация бизнеса. Развитие бизнеса требует расширения круга партнеров и клиентов, одновременно увеличивается степень риска понести убытки в результате ошибочно принятого решения, поэтому во избежание непредвиденных ситуаций следует проверять надежность потенциальных участников бизнес-процессов. Получение соответствующих сведений из электронных баз данных позволяет свести к минимуму такие риски. Одной из наиболее трудоемких и затратных составляющих информационного обеспечения предпринимательской деятельности являются маркетинговые исследования. Существенно упростить решение этих задач позволяют информационные ресурсы как информационно-аналитического обеспечения бизнеса, так и принятия оперативных управленческих решений. Круг рассмотренных тем и других, близких к ним, отражен в настоящем учебнике, который ориентирован на менеджеров-экономистов, научных работников, студентов вузов, обучающихся по специальностям: "Экономика и управление на предприятии", "Информационные системы и технологии в экономике", "Прикладная информатика в экономике". ![]() Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация, технология и управление строительством» МИИТ. Академик Международной академии информатизации и Международной академии геологии. Автор более 280 печатных работ и 5 изобретений.
![]() Доктор технических наук, профессор. Академик Международной академии информатизации, лауреат премии имени М. В. Ломоносова, почетный строитель России. Автор 207 работ, в числе которых 7 учебников, 15 учебных пособий, монография и 2 курса лекций.
![]() Доктор технических наук, профессор Международного государственного университета «Дубна» и филиала «Угреша», лауреат премии имени М. В. Ломоносова. Ведущий научный сотрудник Музея землеведения МГУ. Автор 150 научных и научно-популярных работ.
![]() Доктор технических наук, профессор. Академик Международной академии информатизации, почетный железнодорожник, лауреат премии имени М. В. Ломоносова. Автор 82 работ, в числе которых 6 учебников, 2 учебных пособия; имеет 4 авторских свидетельства на изобретения.
![]() Ведущий инженер-программист Центра информационных технологий Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Автор 23 печатных работ, в числе которых 4 учебника, 1 курс лекций.
![]() Доктор биологических наук, профессор биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Директор Экоцентра МГУ, директор Музея землеведения МГУ. Автор более 80 печатных работ.
|