Введение |
Глава 1. | Информационное обеспечение организационной деятельности |
| 1.1. | Понятие информации. Информационное производство |
| 1.2. | Информационное общество. Информационная культур |
| 1.3. | Информационные ресурсы |
| 1.4. | Формирование информационных ресурсов в России |
| 1.5. | Информационная деятельность |
| 1.6. | Количественные и качественные характеристики информации |
| 1.7. | Классификация информации. Электронные документы |
| 1.8. | Экономическая информация как часть информационного ресурса общества. Бизнес-информация |
| 1.9. | Роль информации в планировании и оперативном управлении организацией |
| Контрольные вопросы к главе 1 |
Глава 2. | Информационная экономика |
| 2.1. | Информационная экономика. Основные понятия |
| 2.2. | Информационный продукт и его особенности. Классификация информационных продуктов |
| 2.3. | Оценка ценности информационного продукта. Методы оценки информации |
| 2.4. | Особенности ценообразования информационных продуктов |
| 2.5. | Информационные работники |
| 2.6. | Интеллектуальные организации |
| 2.7. | Информационные корпорации |
| 2.8. | Управление знаниями |
| 2.9. | Системы управления знаниями |
| 2.10. | Информационная инфраструктура и коммуникационный процесс |
| 2.11. | Информационно-коммуникативные технологии и эффективность управления |
| 2.12. | Телекоммуникационные сети и рынок информации |
| Контрольные вопросы к главе 2 |
Глава 3. | Рынок информационных ресурсов |
| 3.1. | Рынок информационных ресурсов. Основные понятия |
| 3.2. | Развитие рынка информационных ресурсов в России |
| 3.3. | Структура рынка информационных ресурсов |
| 3.4. | Правовое регулирование на рынке информационных ресурсов |
| 3.5. | Обеспечение безопасности ведения бизнеса в условиях функционирования рынка информационных ресурсов |
| 3.6. | Бизнес разведка (конкурентная разведка) в условиях функционирования рынка информационных ресурсов |
| 3.7. | Безопасность IT-инфраструктуры бизнеса в условиях функционирования рынка информационных ресурсов |
| 3.8. | Информационный бизнес |
| 3.9. | Электронный бизнес. Электронная коммерция |
| 3.10. | Интернет-маркетинг (кибермаркетинг) |
| 3.11. | Технологии Интернета в бизнесе. Электронная торговля |
| 3.12. | Виртуальные предприятия как форма технологий Интернета в бизнесе |
| 3.13. | Прикладные информационные технологии в условиях функционирования рынка информационных ресурсов |
| Контрольные вопросы к главе 3 |
Приложение |
Перечень информации, необходимой для составления бизнес-плана |
Литература |
Информация и знания являются важнейшими ресурсами современного
руководителя. Без своевременной и достаточно полной информации
невозможно принять обоснованное управленческое решение
и осуществить контроль за его выполнением. Руководитель
организации любой формы собственности ежедневно сталкивается
с решением большого количества задач, поэтому он должен быть
обеспечен необходимой информацией по каждой задаче, например:
о новых изобретениях в конкретной области, о новых технологических
процессах и оборудовании, о прогрессивных методах труда, как
в своей стране, так и за рубежом. Для принятия оптимального
решения в условиях жесткой конкурентной борьбы нужен серьезный
анализ рынков выпускаемой и намеченной к производству продукции,
сырья, капиталов и рабочей силы.
Сегодня информация превратилась в решающий фактор, добавляющий
стоимость на каждом из этапов цикла "наука -- техника -- производство -- сбыт -- потребление". Накопленный мировой
и отечественный опыт предпринимательской деятельности в условиях
рынка, отводит информации об окружающей среде (внешней
информации) первостепенное значение. Практика показывает, что
в зависимости от специфики организации, доля внешней информации
в общем объеме используемых данных составляет 85--95 %.
Доступ к отечественному и мировому рынкам информационных
ресурсов и услуг создает принципиально новые возможности
инновационного развития производства, многократного роста
производительности труда, решения социальных и экономических
проблем, становления нового типа экономических отношений.
Информационные ресурсы, взаимодействуя с техническими средствами
обработки и передачи информации, породили новую отрасль
экономики -- информационный бизнес и оказывают революционное
воздействие на традиционные отрасли производства:
финансово-кредитную систему, промышленность, транспорт, связь,
торговлю.
Информационно-коммуникативные технологии стремительно меняют
лицо современного бизнеса. Все большее число российских компаний
и предприятий начинает активно использовать новые возможности,
открывающиеся при использовании сети Интернет. Интернет-рынок
становится одним из самых эффективных инструментов для создания
и развития большинства видов бизнеса. Инновационные
инструментарии расширяют возможности интернет-пространства,
позволяют продавать и покупать не только информацию, но и совершать различные сделки в виртуальном пространстве, не выходя
из офиса.
Одним из ключевых факторов конкурентоспособности предприятия
является скорость реакции на изменение рыночной ситуации.
Поэтому менеджерам-экономистам необходимы более эффективные
формы ведения бизнеса. Одной из таких форм являются виртуальные
предприятия, которые становятся важнейшим инструментом
экономической деятельности. Параллельно с реальной средой
создается виртуальный мир: электронный рынок, электронная
коммерция, виртуальный банк, виртуальное предприятие, состоящее
из географически разделенных организаций и работников,
взаимодействующих в процессе производства с использованием
электронных средств коммуникаций.
Сегодня получение оперативной, достоверной и полной информации
на основе инновационных подходов является необходимой
составляющей успешной деятельности бизнес-структур. Единое
информационное пространство (профессиональные базы данных,
государственные, библиотечные и научно-технические ресурсы,
информационные ресурсы архивного фонда и по статистике,
правовая, биржевая и финансовая информация,
массово-потребительская база данных и др.) становятся доступны,
вне зависимости от времени и места, все большему числу
пользователей и организаций. На смену технологиям, базирующимся
на печатных носителях, пришло обслуживание, основанное
на электронном представлении информации, тиражируемой
в неограниченном количестве и мгновенно доступной через глобальные
сети передачи данных.
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности
поставило вопрос о защите информации как объекта
интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее.
Часто возникают ситуации, которые представляют значительную
опасность для предприятия, например: неплатежеспособность
партнеров, недобросовестная конкуренция, мошенничество в сфере
кредитно-финансовых отношений, криминализация бизнеса. Развитие
бизнеса требует расширения круга партнеров и клиентов,
одновременно увеличивается степень риска понести убытки
в результате ошибочно принятого решения, поэтому во избежание
непредвиденных ситуаций следует проверять надежность
потенциальных участников бизнес-процессов. Получение
соответствующих сведений из электронных баз данных позволяет
свести к минимуму такие риски.
Одной из наиболее трудоемких и затратных составляющих
информационного обеспечения предпринимательской деятельности
являются маркетинговые исследования. Существенно упростить
решение этих задач позволяют информационные ресурсы как
информационно-аналитического обеспечения бизнеса, так и принятия
оперативных управленческих решений.
Круг рассмотренных тем и других, близких к ним, отражен
в настоящем учебнике, который ориентирован
на менеджеров-экономистов, научных работников, студентов вузов,
обучающихся по специальностям: "Экономика и управление
на предприятии", "Информационные системы и технологии
в экономике", "Прикладная информатика в экономике".
Спиридонов Эрнст Серафимович
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация, технология и управление строительством» МИИТ. Академик Международной академии информатизации и Международной академии геологии. Автор более 280 печатных работ и 5 изобретений.
Клыков Михаил Степанович
Доктор технических наук, профессор. Академик Международной академии информатизации, лауреат премии имени М. В. Ломоносова, почетный строитель России. Автор 207 работ, в числе которых 7 учебников, 15 учебных пособий, монография и 2 курса лекций.
Рукин Михаил Дмитриевич
Доктор технических наук, профессор Международного государственного университета «Дубна» и филиала «Угреша», лауреат премии имени М. В. Ломоносова. Ведущий научный сотрудник Музея землеведения МГУ. Автор 150 научных и научно-популярных работ.
Григорьев Николай Потапович
Доктор технических наук, профессор. Академик Международной академии информатизации, почетный железнодорожник, лауреат премии имени М. В. Ломоносова. Автор 82 работ, в числе которых 6 учебников, 2 учебных пособия; имеет 4 авторских свидетельства на изобретения.
Балалаева Татьяна Ивановна
Ведущий инженер-программист Центра информационных технологий Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Автор 23 печатных работ, в числе которых 4 учебника, 1 курс лекций.
Смуров Андрей Валерьевич
Доктор биологических наук, профессор биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Директор Экоцентра МГУ, директор Музея землеведения МГУ. Автор более 80 печатных работ.