Глава 1. | Основные понятия исследования, их закрепление в правоустанавливающих и нормативных документах |
| 1.1. | Безопасность как основополагающая категория исследования: история формирования |
| 1.2. | Правоустанавливающие и нормативные документы, определяющие понятие национальной безопасности |
| 1.3. | Национальные интересы и угрозы национальной безопасности: содержание понятий |
Глава 2. | Новые подходы к исследованию национальной и экономической безопасности |
| 2.1. | Системный подход к анализу социальных и экономических явлений |
| 2.2. | Синергетический подход к анализу экономических и социокультурных тенденций как явление нелинейной диалектики |
| 2.3. | Эволюционная экономическая теория: роль социокультурного фактора в экономических процессах |
Глава 3. | Национальная безопасность в условиях глобального развития |
| 3.1. | Национальная безопасность и устойчивое развитие в ситуации развития глобальных тенденций |
| 3.2. | Угрозы национальной безопасности в глобальном мире |
| 3.3. | Политическая глобалистика и специфика подходов к обеспечению глобальной безопасности |
Глава 4. | Индекс национальной силы государства и экономическая безопасность |
| 4.1. | Критерии и параметры экономической безопасности |
| 4.2. | Индикаторы экономической безопасности |
| 4.3. | Количественные и качественные параметры экономической безопасности |
Глава 5. | Информационное общество и перспективы развития России |
| 5.1. | Информационное общество: особенности, основные параметры |
| 5.2. | Концепция вхождения России в информационное общество |
| 5.3. | Смена технологических укладов как закон развития общественных систем |
Глава 6. | Социокультурные особенности информационного общества |
| 6.1. | Культура информационного общества: противоречия развития |
| 6.2. | Социальные проблемы в информационном обществе |
| 6.3. | Информационное общество: от экологии языка -- к экологии информационной среды |
Глава 7. | Образование как фактор национальной безопасности |
| 7.1. | Образование как функциональная система: от традиционного общества -- к современному |
| 7.2. | Образование в современном обществе: социальное и антропологическое измерение |
| 7.3. | Болонский процесс и утилитаризация образования |
| 7.4. | Формирование специалиста, обладающего социокультурной компетентностью, как основная цель современного образования |
Глава 8. | Массмедиа и массовая культура в современной России: функциональные особенности и сущностные характеристики |
| 8.1. | Информационное содержание массовой культуры как стратегический ресурс |
| 8.2. | Массовая культура: позитивный и негативный потенциал |
| 8.3. | Массовая культура как механизм социальной стабилизации |
Глава 9. | Культура как ресурс национальной безопасности в XXI веке |
| 9.1. | Национальная культура как форма содержания духовной жизни нации |
| 9.2. | Национальная культура и этническая культура: функциональные характеристики в современном обществе |
| 9.3. | Падение статуса национальной культуры как угроза национальной безопасности России |
Глава 10. | Миграция как проблема национальной безопасности |
| 10.1. | Обострение внутриполитических и социально-экономических проблем и процессы миграции |
| 10.2. | Отражение проблемы миграции в СМИ и практики мультикультурализма |
| 10.3. | Обеспечение национальной безопасности как основная цель государственной миграционной политики Российской Федерации |
| 10.4. | Политика в отношении мигрантов: вместо мультикультурализма и ассимиляции -- социокультурная интеграция |
Глава 11. | Диалог в современном мире как фактор национальной безопасности2 |
| 11.1. | Диалог: содержание понятия |
| 11.2. | Возможности взаимодействия культур и фактор понимания |
| 11.3. | Национальная культура как условие диалогического общения и фактор национальной безопасности |
Глава 12. | Национальная безопасность и проект модернизации страны: проблемы и перспективы |
| 12.1. | Модернизация: содержание понятия |
| 12.2. | Модернизация России: специфика проекта |
| 12.3. | Модернизация как условие преодоления последствий реформирования социально-политической системы России |
Глава 13. | Социокультурные аспекты модернизации |
| 13.1. | Негативные социокультурные последствия технологических преобразований и задачи по их локализации |
| 13.2. | Экономическое развитие и развитие социокультурное как взаимообусловленные процессы |
Вместо заключения Модернизация и инноватизация: соотношение понятий |
Приложения |
Список литературы |
Вместо заключения. Модернизация и инноватизация: соотношение понятий
При модернизации решение отмеченных выше проблем, учитывая аналогичный отечественный и зарубежный опыт, некоторые исследователи связывают с возможностью построения новых общественно-политических конструкций. Для этого предлагается трехуровневое проведение подобной процедуры:
- на первой стадии этого процесса осуществляется разработка детализированной концепции преобразований в соответствующей сфере;
- далее реализуется практика преобразований на локальных социальных моделях;
- как результат успешной реализации этих моделей -- проведение замены отживших структур на успешно реализованные современные системы.
Таким образом, говоря о модернизации, следует понимать, что создание нового общества целесообразно осуществлять посредством генерации некоторых эпицентров "вновь создаваемых условий хозяйствования" без превентивно-революционного разрушения старого общественно-экономического уклада.
При структурных преобразованиях общественно-экономического уклада понятие "модернизация" соседствует с понятием "инновация".
Инновация представляет собой процесс внедрения в практику достижений экономико-технологического развития общества, тогда как модернизация направлена на формирование базисных, инфраструктурных предпосылок такого развития.
Модернизация, безусловно, включает в себя инноватизацию. Однако следует понимать, что применение нового технологического уклада, его внедрение и воспроизводство -- задача заключительного этапа структурных преобразований общества, вызванных модернизационными процессами. Как показывает практика, только наличие внутренне присущих новому общественному сознанию социально-политических институтов служит ключом к использованию достижений цивилизации.
Антирекламой инновациям в образовании служит реализация Интернет-проекта в сельских школах, где формирование квалифицированных учителей значительно отстает от потребностей образовательного процесса, и интернет из средства получения познавательной информации становится банальным средством коммуникационных услуг, бессмысленного времяпрепровождения. Следовательно, направляя усилия на внедрение новейших достижений общественного-технологического развития, можно достичь неадекватной реакции социума, к такому развитию вещей не подготовленному, если сам процесс инноватизации будет опережать формирование модернизационных процедур и установок.
Таким образом, модернизацию необходимо увязывать с решением проблемы оздоровления и адаптации общественно-экономического развития к тем новым вызовам, которые формирует современное общественное сознание.
Если же говорить об инноватизации, то можно отметить невысокий уровень инновационной продукции в России, что следует из таблицы, и это также в значительной мере связано с развитием социокультурной сферы -- системы мотивации деятельности и ценностей, трудовой этикой, образованием.
[...]
Между тем, Россия обладает необходимым потенциалом для инновационного прорыва в целом ряде областей. Прежде всего, в области энергетики, что определяется сочетанием уникальных ресурсов и научно-технологического потенциала, еще не утратившего своей значимости Во-вторых, в области трансконтинентального транзита между странами Европы и Восточной Азией. В-третьих, в области сельского хозяйства и пищевой промышленности, развитие которой может стать фактором обеспечения продовольственной безопасности. В-четвертых, в области экологического туризма, направленного на развитие потенциала обширных слабо затронутых цивилизацией природных пространств, что станет фактором развития их инфраструктуры и источником трудоустройства населения. В-пятых, в области образования и культуры, которая может стать предметом продвижения на внешние рынки. При этом центрами роста нового технологического уклада могут стать: медико-биологические технологии, направленные на продление активной жизни; альтернативная энергетика, преодолевающая зависимость от добычи нефти; альтернативная урбанизация и апробация моделей городов, основанных на новых экологических, транспортных и социальных принципах.
Реализация этих задач будет свидетельством осуществления в России модернизации, основанной на формировании инновационных моделей развития, которые выступят в качестве ведущего основания и фактора национальной безопасности.
Костин Владимир Иванович
Кандидат физико-математических наук, доцент. Окончил в 1982 г. факультет управления и прикладной математики МФТИ по специальности "аэродинамика и термодинамика", в 2000 г. — Финансовую академию при Правительстве РФ, в 2005 г. прошел переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления Российской академии госслужбы при Президенте РФ. В 1998 г. в составе сектора прикладной гидрофизики ВЦ АН СССР награжден Премией Совета Министров СССР по спецтематике. Автор около 100 научных трудов, в том числе: "Основы управления инвестиционной деятельностью", "Финансовый менеджмент в реальном секторе экономики", "Методологические основания исследования экономической безопасности транспортных систем", "Экономическая безопасность водного транспорта", "О некоторых факторах, влияющих на национальную безопасность России", "Цели и задачи экономического развития России", "Критерии, индикаторы, пороговые значения экономической безопасности".
Костина Анна Владимировна
Доктор философских наук, доктор культурологии, профессор, академик Международной академии наук (IAS, Австрия). Проректор по научной, воспитательной и международной деятельности, директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Окончила в 1986 г. Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского (музыковедение), в 1995 г. — Московский институт молодежи (культурология). Автор монографий «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» (М.: URSS), «Россия: путь к будущему. Технологии формирования нового общества» (М.: URSS), «Национальная безопасность современной России: Экономические и социокультурные аспекты» (М.: URSS; совм. с В. И. Костиным), «Диалектика массового и элитарного в современной культуре», «Национальная культура — этническая культура — массовая культура: баланс интересов в современном обществе» (М.: URSS), «Теоретические проблемы современной культурологии» (М.: URSS), «Культурная политика современной России» (М.: URSS; совм. с Т. М. Гудимой), «Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики» (М.: URSS), «Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете?» (М.: URSS), «Конструктивный социальный потенциал массовой культуры» (М.: URSS; совм. с А. Р. Кожариновой).