URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Белохвостов Б.Н. Вольтижная акробатика Обложка Белохвостов Б.Н. Вольтижная акробатика
Id: 271826
1234 р.

Вольтижная акробатика Изд. стереотип.

2021. 304 с.
Белая офсетная бумага
Увеличенный формат (170мм x 240мм). Двухкрасочная вставка. Белая офсетная бумага.

Аннотация

Вольтижная акробатика --- разновидность жанра акробатики, возникшая в первой половине XX в. и основанная на подбрасывании верхнего партнера нижним или перебрасывании руками верхнего от одного нижнего к другому. Это сложный вид циркового искусства, требующий не только специальной технической, но и хорошей акробатической и физической подготовки. С повышением мастерства акробатов постоянно возрастает сложность упражнений, что требует совершенствования... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Часть 1. Построение процесса обучения
 Глава 1. Дидактические принципы обучения
Урок. Меры предупреждения травматизма. Врачебный контроль и самоконтроль
 Глава 2. Теоретическая подготовка учащихся
Моторика человека. Механические свойства мышц. Биодинамически полносвязный механизм. Режим мышечного напряжения. Двигательный анализатор и установочные рефлексы. Meханизм умений и навыков
Часть 2. Специальные знания занимающиxся вольтижной акробатикой
 Глава 3. Взаимодействие мышц
Разминка. Методика снижения веса тела. Этапы начального разучивания упражнений. Показатели мастерства. Терминология
 Глава 4. Взаимодействие различных сторон физического воспитания
Развитие физических качеств акробатов-вольтижеров. Воспитание ловкости. Воспитание быстроты. Воспитание силы. Совершенствование методов развития силы в спортивной практике. Воспитание гибкости. Воспитание выносливости. Дыхание
Часть 3. Методика подготовки акробатов-вольтижеров
 Глава 5. Методика предварительной подготовки
Набор группы вольтижной акробатики. Навыки взаимодействия с партнером. Стойки на плечах с дополнительной опорой. Оттяжки и поддержки на предплечьях нижнего. Упражнения на ступнях ног лежащего нижнего. Упражнения на бедрах нижнего. Стойки на бедрах нижнего
 Глава 6. Методика подготовки на этапе начальной специализации
Поддержки и упоры в руках лежащего нижнего. Стойка ногами на плечах нижнего. Входы в плечи. Поддержки. Равновесие и устойчивость. Стойки ногами на руках лежащего нижнего. Стойка на руках. Стойка в руках лежащего нижнего. Подкидные прыжки
 Глава 7. Основные исходные положения партнеров
Положение туловища. Положение ног. Положение рук. Положение кистей рук. Положение головы. Положение партнеров относительно друг друга
Часть 4. Техника и методика освоения стоек
 Глава 8. Методика освоения стойки и стойки ногами
Вход в стойку ногами на руки нижнего. Лицевая стойка ногами. Стойка ногами на прямых руках нижнего. Стойка на руках нижнего. Выходы в стойку. Стойка на прямых руках нижнего. Заключение
Часть 5. Методика подготовки бросков
 Глава 9. Основные компоненты вольтижной акробатики
Балансирование. Бросок. Кинетическая структура броска (описание техники исполнения броска). Бросок с помощью верхнего. Кинетическая структура броска с помощью верхнего. Ловля. Методика подготовки бросков. Простейшие элементы вольтижной акробатики
Часть 6. Техника исполнения и методика подготовки основных вольтижных элементов
 Глава 10. Вольтижные элементы с вращением верхнего
Пируэт в стойке ногами. Вертикальный пируэт в "ласточке". Горизонтальный пируэт в "ласточке"
 Глава 11. Техника и методика обучения "курбетам" и полупереворотам
"Курбет". "Курбет" из лицевой стойки. "Курбет" на прямые руки. Методика обучения "курбету". "Курбет" в стойку. Методика подготовки "курбета" в стойку. "Курбет" с отталкиванием верхнего. "Курбет" в стойку на прямые руки. "Фордершпрунг" ("фордер") "полупереворот вперед". "Полфляка"
 Глава 12. Техника и методика обучения элементам типа сальто
Заднее сальто (из обычной и лицевой стойки ногами). Переднее сальто
Часть 7. Техника выполнения и методика обучения на этапе совершенствования
 Глава 13. Методика совершенствования
Выполнение элементов без остановок. Бросок и ловля одной рукой
 Глава 14. Методика обучения основным групповым вольтижным элементам
Гладкие переброски от партнера к партнеру. "Курбеты" и полуперевороты от партнера к партнеру. "Курбет" из лицевой стойки. "Курбет" в стойку. Cтpекассированный "курбет". Полуперевороты. Вольтиж с участием трех и более нижних. Броски с четырех рук. Заднее сальто. Переднее сальто. Совершенствование бросков с четырех рук
Часть 8. Сценарии акробатических номеров
 Сценарий номера "Акробаты-вольтижеры". Сценарий номера "Акробатическая пара". Сценарий номера "Вольтижная группа". Сценарий номера "Акробатическое трио". Сценарий номера "Вольтижная пара". Сценарий номера "Акробатическая группа "Алатау жостары"". Сценарий номера "Вольтижное трио". Сценарий номера "Вольтижная группа "Аэробика"". Сценарий номера "Акробаты-вольтижеры. Капкан". Сценарий номера "Акробатическая пара". Сценарий номера "Вольтижная группа" (учащиеся Вьетнама). Сценарий номера "Акробаты-вольтижеры" (учащиеся Вьетнама). Сценарий номера "Акробатическая пара". Сценарий номера "Акробатический этюд"
Литература

Введение
top

Вольтижная акробатика является разновидностью жанра акробатики. Она относится к партерной акробатике (на земле) и является довольно молодым видом циркового искусства, возникла в первой половине ХХ в. Вольтижная акробатика основана на подбрасывании верхнего нижним или перебрасывании руками верхнего от одного нижнего к другому. Первоначально вольтижную акробатику специалисты именовали как хандвольтиж (от фр. voltiger – порхать и нем. hand рука). Вольтижная акробатика – сложный и трудный вид циркового искусства, требует не только специальной технической, но и хорошей акробатической и физической подготовленности.

Первоначально элементы вольтижа появились в работе силовых акробатов, они были новы и смотрелись эффектно. Постепенно вольтижные элементы стали вводить и другие артисты, и не только пары, где верхними, как правило, были дети, чаще мальчики.

Элементы вольтижной акробатики расширялись, усложнялись и создавали трюковой репертуар. Это привело к созданию вольтижной акробатики как самостоятельного вида жанра акробатики в цирковом искусстве. Первые вольтижные номера породили последователей и дали толчок развитию и совершенствованию этого жанра.

В 1960 г. появился номер "Акробаты-вольтижеры на брусьях", исполнители – братья Асатурян и Ирина Шестуа. Номер положил начало новому виду цирковой акробатики на ручных снарядах. Братья, удерживая два шеста, имитируя брусья, бросают и ловят партнершу. Великолепная артистка И. Шестуа выполняла целый ряд сложных трюков и приходила на две или одну жердь. Сегодня артисты взяли на вооружение синтетический шест (фиброгласс), славящийся своими пружинистыми свойствами. Он позволяет значительно выше выбрасывать верхнего и выполнять очень сложные трюки.

В последние годы великолепные номера вольтижной акробатики появились во многих странах мира, но наибольшего успеха добились в этом жанре советские артисты, где сложилась своя школа и традиции за более чем полувековую историю развития данного жанра. До 1990-х гг. советский цирк располагал более чем 30 чистыми вольтижными номерами. И в три раза больше номеров, в которых присутствуют элементы вольтижа, в других жанрах, таких, как плечевые акробаты, подкидные доски, номера с батутом и другие номера, в том числе такой традиционный, как перши.

Совершенствованию циркового искусства способствует развитие спортивной акробатики, так же как и цирк оказывает влияние на развитие спорта. В июне 1974 г. в Москве состоялся первый чемпионат мира, куда съехались сильнейшие акробаты многих стран. К этому времени акробатика получила окончательное международное признание. Как самостоятельный вид спорта она получила свое развитие во многих странах мира, в которых проводятся национальные первенства. Международные соревнования и телематчи способствовали не только росту спортивного мастерства спортсменов многих стран, но и разработке единой программы и оценке мастерства спортсменов. В программах парной и групповой акробатики широко представлены элементы вольтижной акробатики, что делает их более зрелищными.

С 1974 г. чемпионаты мира стали проводиться постоянно по четным годам. Но для дальнейшего постоянного совершенствования акробатики как вида спорта необходимы были более частые встречи спортсменов на самом высоком уровне, по этой причине Международной федерацией спортивной акробатики "МФСА" было принято решение с 1975 г. по нечетным годам проводить Кубки мира. А 1978 г. к международным соревнованиям, в которых участвовали все спортсмены мира, добавились и чемпионаты Европы.

Современная акробатика – один из видов спорта и циркового искусства, она непрерывно развивается, увеличивается количество занимающихся во всем мире. С повышением мастерства акробатов постоянно возрастает сложность упражнений, это требует постоянного совершенствования методики тренировки, познания особенностей в овладении техникой исполнения простых и сложных упражнений, Необходимы научные разработки по важным теоретическим, методическим и практическим вопросам.

На сегодня таких работ в области циркового искусства, да и в спортивной акробатике недостаточно. Создание книги "Вольтижная акробатика" вызвано отсутствием в данном виде циркового искусства полноценного учебника или учебного пособия. Все изданное ранее мало и неполно отражает данный вид деятельности. Актуальность создания учебника обусловлена отсутствием единой системы подготовки в этом жанре и единой трактовки техники исполнения целого ряда элементов. Отсутствие общей методики в подготовке акробатов-вольтижеров является тормозом в дальнейшем их совершенствовании. Некоторым артистам приходится заново переучиваться технике исполнения элементов. Взяв на вооружение весь ценный опыт и знания в данном жанре, автор стремится развить и усовершенствовать методику обучения и воспитания артиста цирка. Главная задача книги – повысить эффективность педагогического процесса на основе новой методики и найти более рациональные пути освоения и совершенствования движений в вольтижной акробатике. Подробное описание некоторых разделов и детальный разбор некоторых моментов двигательной деятельности продиктованы не только в интересах аргументированного доказательства необходимости настоящей методики, но и в интересах широкого круга занимающихся, т. е. доступности понимания материала книги.

Книга состоит из восьми частей. Первая часть содержит основные принципы обучения, организацию занятий и знакомит с минимумом теоретических знаний о двигательной деятельности человека (моторикой, биодинамикой, механическими свойствами мышц, режимом мышечного напряжения и т. д.).

Вторая часть содержит специальные знания: взаимодействие мышц, этапы разучивания упражнений, развитие физических качеств.

Третья часть посвящена основным этапам предварительной подготовки вольтижеров, навыкам взаимодействия с партнером, методике подготовки на этапе начальной специализации, основным исходным положениям партнеров. Четвертая часть – методике освоения стоек на руках нижнего (положение верхнего, стоящего на руках нижнего в стойке ногами и стойке на руках; положение частей тела нижнего по отношению к верхнему; стойки на согнутых и прямых руках; входы в стойки).

Пятая часть содержит основные компоненты вольтижной акробатики, методику подготовки броска, простейшие элементы бросковых упражнений.

Шестая часть знакомит с техникой выполнения и методикой подготовки основных вольтижных упражнений: элементы с вращением верхнего, "курбеты" и полуперевороты, техника и методика обучения элементам типа сальто.

Седьмая часть знакомит с техникой выполнения и методикой подготовки более сложных трюков на этапе совершенствования: вольтижные элементы без остановок, бросок и ловля одной рукой, групповой вольтиж, сценарии вольтижных номеров.

Восьмая часть содержит сценарии номеров, которые позволяют наглядно ознакомиться с построением цирковых комбинаций и номеров, использовать трюковой арсенал.


Об авторе
top
photoБелохвостов Борис Никифорович
Работал в Государственном училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ) в качестве педагога и режиссера по подготовке цирковых номеров. В молодости увлекался многими видами спорта и наибольших успехов добился в спортивной гимнастике и акробатике. Мастер спорта по спортивной акробатике. С 1962 по 1968 гг. работал артистом-акробатом в Московской эстраде.

В 1967 г. окончил Государственный центральный институт физической культуры г. Москвы (ГЦОЛИФК), заочное отделение. В конце 1968 г. перешел на тренерскую работу по спортивной акробатике. Будучи тренером, участвовал в спортивных соревнованиях по акробатике за спортивное общество «Труд». Летом 1969 г. на Спартакиаде Москвы занял 2-е место в смешанной паре (в паре с девушкой). На первенстве Москвы по спортивной акробатике занял 1-е место и был награжден золотой медалью чемпиона Москвы 1969 г.

С сентября 1969 г. и до конца жизни работал в ГУЦЭИ. За годы своей работы подготовил и создал более 30 цирковых номеров. В их числе были мужские и смешанные пары — вольтижные и этюдные. Подготовил вольтижные номера с различным числом исполнителей (тройки, четверки и т. д., большие групповые номера — от 7 до 13 человек). Готовил и выпускал номера в жанрах: плечевые акробаты, акробаты-эксцентрики, сольные и групповые эквилибристы. Дважды его номера участвовали в конкурсе молодых артистов цирка. В Бельгии они заняли 1-е место: в 1991 г. вольтижная тройка (рук. А. Кислов) и в 1996 г. акробатическая пара (братья Команковы).

Имеет правительственную награду «Медаль за трудовое отличие», звание «Педагог-методист» и звание «Заслуженный работник культуры России».