Значимость исследования вкуса настолько очевидна, что она стала самостоятельной проблемой психологии, биологии, медицины. Существует область "утонченных" вкусов в прямом смысле, то есть кулинарное искусство. В современной философии под вкусом подразумевается эстетическая чувствительность. Отстраненность от "элементарных" ощущений в ней налицо. Признавая единство человека, философия занимается преимущественно феноменом сознания, а вкусы в их первоначальном смысле оказываются для нее "чужими". Механизм вкусового восприятия человека есть первый в онтогенезе предмет, ставший новым функциональным органом и универсальным знаком. Вкусовые ощущения не могут быть определены только внешним источником. Они зависят от мотивации человека, принадлежности к определенной культуре, индивидуального опыта. Для массовой культуры XXI века характерна управляемость, подконтрольность механизма вкусовых ощущений. Внедряются "нужные" вкусы. На поток поставлено производство вкусов-заменителей. Цепочка вкусовых ощущений замыкается определенным потребительским стандартом. Существует несколько похожих определений вкуса. В.Даль понимает под вкусом одно из внешних чувств. Свойство разнообразия пищи. Понятие о прекрасном. Чувство изящного. У В.В.Виноградова вкус как понятие включает: – ощущение, возникающее в результате раздражения слизистой оболочки языка различными веществами и способности к восприятию подобного ощущения; – чувство красивого, изящного, способность эстетической оценки; – склонность, интерес, любовь к чему-либо; – сочетание с определением манеры, стиля. Н.М.Шанский, исследуя происхождение термина "вкус", относит его возникновение как качество еды с XVIII века. Тогда появляется термин "вкус" как чувство прекрасного (перевод с французского). Между тем действие – "вкусить" известно уже в "Изборнике" Святослава (IX век). Во Франции категория вкуса получила эстетический смысл в сочинениях Н.Буало, Ш.Монтескье. Начиная с Буало, основа вкуса – изучение древности с ее признаками: ясностью, очерченностью. В английской мысли XVIII века понятие вкуса приобрело не только эстетический, но и нравственный смысл. Ф.Хатчесон, Э.Берк утверждали всеобщность вкуса. И.Кант указывал на трудности в определении суждения вкуса. Гегель придавал вкусу самые различные смыслы. Он пишет: "Но чем же я все-таки владею? а) Моим телом. б) Вещью, которая у меня во рту...". Гегель замечает сходство органов пищеварения человека и свиньи. Это его не пугает. И чего следует опасаться, если существуют личности, для которых мозг "заменяет" орган пищеварения. Здесь Гегель входит в мир вкусовых метафор. Вкус в политическом смысле наиболее детально описан К.Марксом. Общее в различных определениях вкуса: смыслы располагаются в такой последовательности, что предполагает их причинно-следственную связь. Это было бы оправданно, если рассматривать вкусовое ощущение само по себе. Между тем, опознание вкуса носит системный характер. Связь вкуса и поведения также имеет системную природу. Исследования физиологии вкуса находятся "не впереди", а только в "основе" других изысканий. В середине XX века возникает органолептика, где в числе других проблем изучается вкус. В конце XX века быстрые темпы "набирают" исследования в области философии телесного. В рамках проблематики телесного рассматриваются вкусовые ощущения. Возникает ювенология, где особенности вкусового восприятия детей изучаются в комплексе других факторов. Проблемой в педагогике признается сенсорное восприятие различных групп населения. "Открытие" вкусовых ощущений в культурологии связано с обсуждением проблемы повседневности. В монографии предпринята попытка обобщить различные подходы к феномену вкуса. Такой путь представляется единственно правильным в условиях, когда старая система понятий "не вмещает" накопленный эмпирический материал. 1:1 Даль В. Вкус // Даль В. ТСЖВЯ. М.: ГИИНС, 1955. Т. 1. С.212.:2 Вкус // СРЯ / Под общ. ред. В.В.Виноградова. М.: ГИИНС, 1957. Т. 1. С.231–232.:3 Шанский Н.М. Вкус // ЭСРЯ. М.: Изд-во МГУ, 1968. Т. 1. С.115.:4 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. М.: Мысль, 1973. Т. 1. С.317. ![]() Кандидат философских наук, член Российского философского общества. Автор более 130 научных публикаций, в том числе монографий: «Культура как объект смыслогенетического анализа», «Алфавиты и коды культуры. Palaestina. Roma», «У истоков европейской мысли. L. A. Seneca», «Проекции температурной чувствительности Человека культурного» (M.: URSS), «Ароматы и запахи в истории культуры: Знаки и символы» (M.: URSS). Является одним из авторов учебно-методических пособий: «Структурный курс философии», «Философия: Исследования, тексты, схемы, таблицы, упражнения, тесты», «Культурология: Диалоги, схемы, таблицы, упражнения, тесты, комментарии, рекомендации, исследования» (M.: URSS).
|