1. Покоренiе природныхъ силъ и матерiи и пользованiе ими. Все изследованiя вещественной области культуры должны начинаться человеческомъ тепломъ, потому что элементы, его составляющiе, суть первое изъ внешняго мiра, что таинственныя силы внутренняго мiра притягиваютъ, преобразовываютъ, обращаютъ въ часть самого человека и, по совершенiи круговорота, снова отбрасываютъ. Еще только одинъ шагъ впередъ – и человекъ сознательно преобразовываетъ доступныя ему матерiи и силы въ вспомогательныя средства своего существованiя; онъ окружаетъ телесную зону своихъ действiй более обширной, въ которой создаетъ новыя формы и новый порядокъ и сообщаетъ всему духъ своей сущности. Въ действительности, все живущее окружено такимъ поясомъ влiянiя, который оно создаетъ невольно или съ полнымъ сознанiемъ; и зона человека отличается отъ другихъ не по сущности, а по степени этого влiянiя. Темъ не менее различiе громадно. Человекъ есть существо, вся способность развитiя и приспособленiя котораго концентрируется въ сознанiи; онъ имеетъ целью покорить окружающiй мiръ разумомъ и именно поэтому онъ не приспособляетея надолго ни къ внешнимъ обстоятельствамъ, ни къ окружающему, имъ самимъ преобразованному, а стремится постоянно къ новымъ целямъ; его духовная сила растетъ вместе съ ея приложенiемъ, онъ видитъ возможности дальнейшаго прогресса и не покоряется существующему, но гнетъ его, разлагаетъ или разбиваетъ, чтобъ вновь преобразовать соответственно своимъ идеаламъ. "Человекъ, – говоритъ Реклю, – делаетъ природу уступчивой и превращаетъ ея стихiи въ укрощенныя силы". Конечно, все это относится къ вождямъ движенiя. Какъ отдельный человекъ обладаетъ своимъ органомъ мышленiя, такъ и человечество, въ целомъ, имеетъ свои мозги, которые думаютъ и действуютъ за массу, между темъ какъ среднiй человекъ охотно вступаетъ въ мирную гармонiю со своей средой и ищетъ не умственной борьбы, а бозопасности и покоя для продолженiя и сохраненiя своего рода. Матерiальная культура есть созданiе разума и потому самымъ теснымъ образомъ связана съ культурой духовной, отчасти даже такъ непосредственно зависитъ отъ нея, что было бы нелепо ихъ резко разделять. Художественныя произведенiя живописца или скульптора, конечно, матерiальны, но матерiя въ нихъ имеетъ более второстепенное значенiе, чемъ въ ноже или весле. Поэтому къ матерiальной культуре, въ тесномъ смысле слова, нужно прежде всего причислить то, что стоитъ въ тесной связи съ ея ближайшимъ базисомъ, человеческимъ теломъ: къ ней принадлежатъ все вещи, назначенныя для усиленiя и облегченiя тела. Исходя изъ этой точки зренiя, становится прежде всего излишнимъ педантическиточное разделенiе на оружiя, орудiя, утварь и т.д., потому что все органы тела могутъ быть усилены и облегчены различнымъ образомъ; какъ эти органы должны брать на себя разныя задачи, а прежде всего рука должна наловчиться къ самымъ различнымъ действiямъ, такъ и внешнiя вспомогательныя средства или, говоря словами Каппа, "проекцiи органовъ" часто служатъ более, чемъ одной цели, случайной или длительной. Но все законы Дарвина о приспособленiи и подборе, уже неприменимые или лишь въ малой степени применимые къ человеческому телу, темъ неограниченнее властвуютъ въ области вещественной культуры. Какъ созидательныя силы тела животнаго преобразовываютъ это самое тело соответственно новымъ целямъ, такъ и человеческое сознанiе – какъ только выступаютъ новыя задачи – придаетъ более широкой зоне влiянiя, которую оно создало вокругъ тела, произвольно соответственныя формы или даже художественно преобразовываетъ ее игрой праздной фантазiи. Такимъ образомъ ступенямъ развитiя, намеченнымъ въ палеонтологiи и въ сравнительной анатомiи для тела животныхъ, соответствуютъ подобныя же ступени развитiя человеческаго кулътурнаго владенiя и прибавочной работы его украшенiя: мы видимъ, какъ изъ лука развивается музыкальный инструментъ, какъ неуклюжая деревянная дубина превращается вь свистящiй бумерангъ, а въ орнаментике – человеческiя фигуры переходятъ въ растительныя украшенiя, фигуры животныхъ – въ геометрическiе рисунки; какъ въ зоологiи можно указать много следовъ прежде целесообразныхъ органовъ въ виде излишнихъ остатковъ, такъ и въ кулыурномъ владенiи нетъ недостатка въ такихъ "пережиткахъ", которые часто даютъ сразу понять весь ходъ развитiя. Въ этомъ смысле духовная культура не отличается отъ матерiальной, которая ведь не что иное, какъ действiе духовной жизни на окружающiй мiръ. Если мы будемъ твердо держаться положенiя, что матерiальная культура занимается прежде всего укреплениемъ органовъ тела и силы ихъ продуктивности или облегченiемъ этихъ органовъ и заменой ихъ природными силами и матерiей, тогда необъятное зданiе представится, если и не совсемъ простымъ и яснымъ, то все же более понятнымъ, такъ какъ передъ нами вполне откроется основной его остовъ, на которомъ лежитъ все осталъное. Орудiя, оружiе, защитительные покровы и средства передвиженiя тела – вотъ неизменныя точки отправленiя дальнейшаго развитiя. Гармонически прилаженные къ человеческому телу, органы хотя и отвечаютъ сами своей задаче въ общей рамке, но они недостаточно дифференцированы, чтобы удовлетворять всемъ вновь возникающимъ целямъ, и даже не должны быть более дифференцированы, чтобъ не нарушилось ихъ гармоническое содействiе; напримеръ, человеческая рука, съ крепкими ногтями, хорошо выполнитъ известныя задачи, но для многихъ другихъ окажется непригодной. Умъ находитъ одни средства временно усилить органы и находитъ въ то же время другiя, чтобъ сохранять силы, концентрировать ихъ или заменять урегулированными силами природы; облегчая самого себя преобразованiемъ сознательныхъ действiй въ механическiя, онъ облегчаетъ и тело орудiями и машинами... Генрих Шурц Известный немецкий этнограф. Родился в Цвиккау (Саксония). Учился в Лейпцигском университете; ученик выдающегося немецкого географа, основателя антропогеографии и геополитики Фридриха Ратцеля. С 1893 г. возглавлял этнографический отдел Бременского музея естественной истории. Исследовал этнографию Северной Африки, Испании, Малой Азии. Занимался вопросами общей этнографии (происхождение денег, одежды, пищевых запретов, орнамента и др.). Ввел в науку проблему роли мужских союзов в родоплеменном обществе. В книге «Возрастные классы и мужские союзы» (1902), опираясь на обширный эмпирический материал из жизни нескольких африканских, одного индийского и четырех североамериканских народов, пришел к выводу, что возрастные классы — древнейший тип социальной организации, основанный, с одной стороны, на общности возрастных переживаний и антагонизме поколений, а с другой — на противоположности полов. Но наибольшую известность имела его книга «История первобытной культуры» (1900), ставшая одним из самых популярных исследований по этнографии в России.
|