Со времени 25-го издания этого сочинения я его не дополнял и не перерабатывал, но, в виду продолжающегося требования на эту книгу, мне показалось желательным вновь подвергнуть пересмотру ее содержание. В основных воззрениях, нашедших выражение в этой книге, я не нашел ничего, что нужно было бы изменить, но я принял во внимание целый ряд новых фактов, сделавшихся известными со времени появления 25 издания, точно так же я включил в круг обсуждений ряд новых литературных явлений, содержавших в себе заслуживающие внимания взгляды. Был принят во внимание и ряд сообщений и указаний, которые вновь присланы были мне моими читателями и за которые я приношу здесь мою искреннюю благодарность. Чтобы не увеличивать еще более объема книги, я был принужден сделать ограниченный выбор между нахлынувшим материалом. При имеющейся массе его было бы легко удвоить содержание книги, но против такого расширения книги говорили самые различные основания. Цель книги, цель, как я осмеливаюсь сказать, в высокой степени достигнутая, – опровержение предрассудков, препятствующих полной равноправности женщины, и пропаганда социалистических идей, осуществление которых одно только ручается женщине за ее социальное освобождение, – будет достигнута в настоящем виде, как я надеюсь, еще в большей степени. Ведь не проходит дня, который не приносил бы мыслящему новых данных, что только переустройство государства и общества в самой их основе может положить конец все возрастающему разложению наших государственных и социальных условий. Сознание необходимости такого переустройства захватывает не только все более широкие круги пролетарской женской среды, но и буржуазное женское движение все более повышается в своих стремлениях и ставит требования, на которые прежде осмеливались лишь самые прогрессивные элементы. Женское движение почти во всех культурных странах с каждым годом становится на все более твердую почву, и если в этом движении еще можно найти много неясного и половинчатого, то эта недостаточность не остается надолго скрытой для действующих в нем элементов; они толкаются все дальше, хотят ли они этого или нет. Совершенно особым признаком прогресса движения является громадный рост литературы по женскому вопросу; чтобы следить за ней, недостаточно сил одного лица. Конечно, и здесь нередко качества не соответствуют количеству, но все же это признак духовного брожения и, в конце концов, в других областях духовной деятельности это несоответствие не менее велико. Важно то, что движение идет, и чего не хватает взглядам отдельных лиц, то исправит инстинкт массы, которая, раз двинувшись, с дороги уже не собьется. А.Бебель
Берлин – Шёнберг, 15-го ноября 1902 года.
В начале текущего года исполнилось тридцать лет с появления пepвoго издания этой книги. Оно появилось, как я уже указывал в, предисловии к девятому изданию, при исключительных обстоятельствах. За несколько месяцев перед тем был издан закон о социалистах, на основании которого подавлялась вся социалистическая литература. Если кто-нибудь, однако, отваживался тогда распространить или издать запрещенное произведение и попадался с этим, то в награду получал шесть месяцев тюрьмы. Все же отваживались и на распространение, и на издание. Первое издание вышло в Лейпциге, но появилось под чужой фирмoй. На нем стояло – издательство народной книжной торговли – Цюрих Геттинген, где, как раз издавался и запрещенный в Германии "Социал-демократы". Второе издание застряло, и я смог ero впервые выпустить только в 1888 году, – раньше мне помешали препятствия личного характера. Второе издание появилось в книгоиздательской магазине (И.Шабезитца) в Цюрихе. Следующие шесть изданий вышли до 1890 года – в 2500 экземплярах каждое. Препятствия к распространению книги преодолевались. Во всяком случае, однако, посылки попадали в руки полиции, а отдельные экземпляры конфисковались на дому при обысках. Впрочем, эти книги не пропадали, они шли, конечно, бесплатно в другие руки и прочитывались полицейскими чиновниками, их близкими и друзьями, быть-может, еще с большим усердием чем моими партийными товарищами. Когда, наконец, в 1890 году закон о социалистах пал, я предпринял полную переработку и значительное расширение книги которая и была выпущена девятым изданием в 1891 году тем же издательством, что и настоящее издание, предлагаемое здесь – пятидесятое, оно значительно дополнено, содержание его яснее прежних изданий, в ввиду увеличения количества глав и расчленения их. До сего времени книга вышла на 14 языках, во многих странах в новых изданиях, напр., в Италии и Соединенных Штатах. В настоящее время она переводится на пятнадцатый, сербский, язык. Таким образом, книга прошла свой путь и, могу добавить без высокомерия, путь, пробитый ею самой. Противники ее, вопреки своему желанию, не мало позаботились об ее распространении. Впрочем, нашла она, и признание. В своем сочинении "Половой вопрос" профессор Август Форель, называет ее "значительной и замечательной книгой, которая является с некоторыми делаемыми им оговорками, важным, превосходным сочинением с которым в самом существенном безусловно должно согласиться". В другом месте он говорит, хотя он и не согласен с целым рядом пунктов, в которых он считает меня неправым, он тем не менее рассматривает мою книгу как произведение, заслуживающее высшей похвалы. То же говорит он и по поводу второго издания 1883 г. Профессор Форель, как видно, не знает позднейших, существенно изменениях и дополненных изданий, потому я но вхожу в рассмотрение его критики издания 1883 г. Один английский автор, Г.С.Говард, также говорит в своем Сочинении "A.History о1 matrimonial institution" на, стр.234 и 235 Лондон 1904: "В своей превосходной книге о "женщине и социализме" Август Бебель предъявил тяжелый обвинительный акт современным брачным отношениям". Далее он дает краткий обзор содержания и заключает: "Что бы мы ни думали о целебных средствах, предлагаемых социалистическими писателями, сколь бы ни казалось нам спорным положение, что единственное спасение наше в основании кооперативной республики одно – совершенно бесспорно: социалисты оказали обществу ценную услугу, честно изучив факты и бесстрашно изложив их. Беспощадно обнажили они все недостатки, которыми страдает наша семья в современном государстве. Они ясно показали, что проблема брака и семьи может быть разрешена лишь во взаимозависимости ее с современной экономической системой. Они доказали, что только при полном освобождении женщины и абсолютном равноправие полов в браке возможен прогресс. Этим они добились того, что в настоящее время все выработали себе гораздо более высокий идеал брака". Женское движение, как, буржуазное, так и пролетарское, – со времени выхода моей книги, то-есть, в течение последних тридцати лет, достигло, особенно в культурных странах мира, очень многого. Пожалуй нет другого движения, которое бы н столь короткий промежуток добилось столь благоприятных результатов. Признание политического и гражданского равноправия женщины, допущение ее в высшую школу и к профессиям, ранее закрытым для нее, сделали огромные успехи. Даже те партии, которые были принципиальными противниками женского движения, напр., католический центр и евангелические христианские социалисты, – теперь сочли за необходимое превратить свои ретроградные положения н передовые. Самым простым основанием для этого было опасение этих партий – утратить свое влияние на доступные им круги женщин. На вопрос: как объяснить такое явление? можно ответить: к этому привел великий социальный и экономический переворот во всех наших отношениях. Если кто-нибудь, должен, подобно некоему прусскому министру народного просвещения, прилично пристроить своих семерых дочерей, то жестокие факты вобьют ему в голову и логику и рассудок. То же самое, происходит с тем множеством женщин в наших так называемых высших общественных кругах, которые должны добывать себе положение в жизни. Что агитация руководящих женщин в сильной степени содействовала этому развитию, это понятно само собой. Однако успех этой агитации возможен был только тогда, когда осуществленное и экономическое развитие работало им, как и социал-демократии, в руку. Даже ангельские словеса имеют успех только тогда, когда для того, что они вещают, имеется достаточный резонанс. И нет сомнения, что этот резонанс будет все лучше, а это обеспечит и дальнейшие успехи. Мы живем уже среди социальной революции, но большинство этого не замечает. Неразумные девы еще не вымерли. В заключение я должен здесь принести мою глубочайшую благодарность партийному товарищу, Н.Рязанову, за, всеобъемлющую помощь, оказанную им мне при обработке пятидесятого издания. Он выполнил главную часть работы. Без его помощи для меня было бы невозможно выпустить книгу в улучшенном виде, так как болезнь за последние два года значительно понизила мою работоспособность; кроме того, другая большая работа заняла мое время и силы. А.Бебель. Шёнберг—Берлин, 31 октября 1909 г. Мы живем в эпоху великого социального переворота, который с каждым днем все более подвигается вперед. Постоянно увеличивающееся движение и брожение мысли замечается во всех слоях общества и влечет к глубоким жизненным преобразованиям. Все чувствуют, что почва колеблется под их ногами, выплывает масса вопросов, которые интересуют все более широкие круги, изНза разрешения которых ведутся жаркие споры. Одним из важнейших вопросов, вопросом, все более выдвигающимся на первый план, является так называемый женский вопрос. Здесь дело идет о положении, которое женщина должна занять в нашем социальном организме, здесь дело идет о том, каким образом она может всесторонне развить свои силы и способности, чтобы сделаться полным, равноправным и, по возможности, действующим членом человеческого общества. С нашей точки зрения этот вопрос совпадает с вопросом, какой вид и организацию должно принять человеческое общество, чтобы угнетение, эксплуатация, нужда и нищета заменились физическим и социальным здоровьем отдельных личностей и всего общества. Таким образом, женский вопрос является для нас лишь одной стороной всеобщего социального вопроса, которым в настоящее время полны все мыслящие головы, который вызывает брожение во всех умах; он может поэтому найти свое окончательное решение лишь с уничтожением общественных противоположностей и с устранением вытекающего из них зла. Тем не менее, необходимо специально заниматься женским вопросом. Во-первых, вопрос о том, каково положение женщины было раньше, каково оно теперь и каково в будущем, затрагивает большую половину общества, в Европе по крайней мере, потому что здесь женский пол образует большую половину населения. Во-вторых, представление о развитии, которое совершилось в общественном положении женщины в течение тысячелетий, TRR мало соответствует действительности, что здесь необходимо выяснение. Ведь добрая половина предрассудков, с которыми встречается все усиливающееся движение в самых различных кругах, в том числе и а кругу самих женщин, основывается на незнании и на непонимании положения женщины. Многие утверждают даже, что не существует женского вопроса, так как положение, которое до сих пор занимала женщина и которое она должна Занимать в будущем определяется ее "природным призванием", указывающим ей быть женой и матерью и ограничивающим ее деятельность домашнею работой. Что происходит по ту сторону ее четырех стен или не стоит в самой тесной связи с ее домашними обязанностями, то ее не касается. Таким образом, и в женском вопросе, как и в социальном вопросе вообще, где главную роль играет положение рабочего класса в обществе, стоят друг против друга различные партии. Желающие оставить все по старому быстры на ответ и думают покончить дело, указав женщине на ее "природное призвание". Они не видят, что миллионы женщин совершенно не в состоянии следовать присвоенному им природному призванию хозяек, родильниц и воспитательниц по причинам, которые нужно развить подробно. Они не видят, что другие миллионы в значительной степени не выполнили этого призвания, потому что брак превратился для них в иго и рабство и они должны влачить свою жизнь в нищете и нужде. Что, правда, так же мало беспокоит наших "мудрецов", как и тот факт, что миллионы женщин самых различных жизненных призваний должны выжимать из себя последние соки, часто самым неестественным образом, чтобы только поддерживать свое существование. Перед этим неприятным фактом они точно так же закрывают глаза и затыкают уши, как перед нищетой пролетариата, утешая себя и других тем, что "всегда так было и всегда так будет". Они ничего не хотят слышать о том, что женщина, точно так же как мужчина, имеет право на полную долю B культурных приобретениях нашего времени, чтобы облегчить и улучшить свое положение, чтобы развить и применить в своих интересах все свои духовные и физические способности, и если им еще говорят, что для физической и духовной независимости необходима женщине независимость и экономическая, что только тогда она не будет более зависеть от благоволения и милости другого пола – тогда они уже окончательно теряют терпение, их гнев разгорается, и следует поток резких жалоб на современное сумасшествие и на "дурацкие" эмансипаторские стремления. Что – филистеры мужского и женского пола, которых невозможно вытянуть из узкого круга их предрассудков. Это сычи, появляющиеся повсюду, где господствует тьма, это сычи, которые в ужасе вскрикивают, как только луч света падает в приятную им темноту. Другая часть противников движения не может, конечно, закрывать глаза перед слишком громко говорящими фактами. Они признают, что ни в одну из предыдущих эпох большая часть женщин не находилась, по сравнению с общим культурным развитием, в таком неудовлетворительном положении, как ныне, и поэтому необходимо заняться вопросом, как улучшить их положение, насколько они предоставлены сами себе. Но и этой части противников кажется, что социальный вопрос разрешен для тех женщин, ладья которых пристала к брачной пристани. Эта часть требует поэтому, чтобы незамужней женщине были открыты те области труда которые соответствуют ее силам и способностям, с тем, чтобы она могла конкурировать с мужчиной. Некоторые идут еще дальше и требуют, чтобы конкуренция не ограничивалась низшими родами занятий, но распространялась и на высшие призвания, на область искусства и науки. Они требуют допущения женщин к: занятиям в высших учебных заведениях, в том числе и в университетах. Слышатся, далее, голоса, и за принятие женщин на государственную службу (почта, телеграф, железные дороги), при этом указывается на результаты, достигнутые женщинами, особенно в Соединенных Штатах. Тот или другой выставляет требование дать женщине политические права. Ведь женщина – такой же, человек, и гражданин, как мужчина, а законодательство, находившееся до сих пор в руках мужчин, показывает, что те пользовались своей привилегией лишь в своих выгодах, опекая женщин во всех отношениях, что необходимо прекратить. Замечательно, что все эти кратко очерченные здесь стремления не выходят за рамки современного общественного порядка. Даже не ставится вопрос будет ли этим достигнуто что-нибудь существенное и основательное для положения женщин вообще. Стоя на почве буржуазного, т.-е. капиталистического общественного порядка, буржуазную равноправность мужчины и женщины рассматривают, как окончательное решение вопроса. Не сознают того, что, насколько вопрос идет о беспрепятственном допущении женщин к ремесленным и промышленным занятиям, цель эта фактически достигнута и находит самую сильную поддержку со стороны господствующих классов, действующих в их собственном интересе. Но при данных условиях допущение женщин ко всякой промышленной и ремесленной деятельности должно иметь своим следствием обострение борьбы и соперничества между рабочими силами и, а конце концов, понижение дохода как для женской, так и мужской рабочей силы, получается ли этот доход в форме заработной платы или жалования. Ясно, что это решение не может быть правильным. Полное гражданское уравнение положения женщин является конечною целью не только мужчин, которые, стоя на почве современного общественного порядка, сочувствуют этим женским стремлениям, но и буржуазных женщин, принимающих участие в движении. Эти последние и согласные с ними мужчины со своими требованиями стоят, таким образом, в противоречии с той частые мужчин, которые из филистерской ограниченности и, насколько дело идет о допущении женщин к высшему образованию и к оплачиваемым общественным должностям, из низменного эгоизма и страха конкуренции, враждебно настроены к женскому движению, но классовой противоположности, подобно противоположности между рабочими и капиталистами, здесь не существует. Если предположить, что буржуазное женское движение проведет все свои требования равноправности с мужчинами, ro этим не уничтожится ни рабство, каким для бесчисленного числа женщин является современный брак, ни проституция, ни материальная зависимость огромного большинства жен от своих мужей. Для огромного большинства женщин к тому же безразлично, удастся ли нескольким тысячам женщин из лучше поставленных слоев общества пройти высшее учебное заведение, получить медицинскую практику или сделать научную или служебную карьеру, – это ничего не изменит в общем положении их пола. Женский пол в своей массе страдает в двойном отношении: во-первых, он страдает вследствие социальной и общественной зависимости от мужчин, – эта зависимость сменяется, но не устраняется формальною равномерностью перед законами и в правах; во-вторых, он страдает от экономической зависимости, в которой находятся женщины вообще и пролетарские женщины в особенности, наравне с пролетариями-мужчинами. Из этого вытекает, что see женщины, без различия их социального положения, как пол, находящийся вследствие нашего культурного развития в подчинении у мужчин, заинтересованных в том, чтобы это состояние было как можно скорее устранено изменениями в, законах и учреждениях существующего государственного и общественного порядка. Но огромное большинство женщин живейшим образом заинтересовано при этом, чтобы существующий государственный общественный порядок был изменен и самой своей основе, чтобы было устранено как рабство наемной платы, от которого больше всего страдает женский пролетариат, так и половое рабство, неразрывно связанное с нашими имущественными и производственными отношениями. Женщины, принимающие участие в буржуазном женском движении, не понимают необходимости подобного радикального переворота. Находясь в привилегированном положении, они видят в широком пролетарском женском движении опасные и нежелательные стремления, с которыми следует бороться. Классовая противоположность, которая разделяет класс капиталистов и класс рабочих и которая, при обострении наших отношений, развивается все сильнее, проявляется, таким образом, и в женском движении. Тем не менее, враждебные сестры имеют гораздо больше точек соприкосновения, чем разделенные классовой борьбой мужчины, так что они могут вести борьбу, маршируя отдельно, но сражаясь вместе. Это верно для всех областей, в которых дело идет о равноправности женщин с мужчинами на основе современного государственного и общественного порядка, следовательно, для деятельности женщины во всех областях, доступных для ее сил и способностей, и для ее борьбы за полную гражданскую и политическую равноправность с мужчиной. Это очень важные и, как будет видно, очень обширные области. На-ряду с этим пролетарские женщины имеют особый интерес бороться рука об руку с пролетариями-мужчинами за все мероприятия и учреждения, которые охраняют работающую женщину от физической и моральной дегенерации и обеспечивают ей ее способности, как матери и воспитательницы детей. Женщина-пролетарий должна далее, вместе с мужчиной-пролетариев, ее товарищем по классу и судьбе, вести борьбу за коренной общественный переворот, чтобы создать социальные учреждения для полной экономической и духовной независимости обоих полов. Таким образом, дело идет не только о том, чтобы осуществить равноправность женщины с мужчиной на основе существующего государственного и общественного порядка, – что составляет цель буржуазного женского движения, но и о том, чтобы уничтожить все преграды, ставящие в зависимость человека от человека, а следовательно, также один пол от другого. Это разрешение женского вопроса совпадает с разрешением социального вопроса. Поэтому тот, кто стремится к разрешению женского вопроса во всем его объеме, должен итти рука об руку с теми, которые написали на своем знамени разрешение социального вопроса, как культурного вопроса для всего человечества, а это – социалисты. Из всех партий, социал-демократическая партия единственная, которая поставила в своей программе полную равноправность женщины, ее освобождение от всякой независимости и угнетения не из агитаторских соображений, но по необходимости. Нет освобождения человечества без социальной независимости и равноправного положения полов. С изложенными здесь основными положениями должны быть согласны все социалисты, но этого нельзя сказать о том способе, каким мы думаем достигнуть конечных целей, т.-е. о том, каково должны быть мероприятия и учреждения, которые обусловливают достигнутую независимость и равноправность всех. Как только оставляется почва действительности и начинается изображение картин будущего, так открывается широкое поле для всевозможных предположений. Начинается спор о том, что вероятно и что невероятно. Поэтому то, что в этом отношении изложено в предлагаемой книге, может быть рассматриваемо, как личный взгляд автора, и всевозможные нападки: должны быть направлены только на него лично, он один несет ответственность за сказанное. Мы с радостью встретим все искренние и объективные нападки, на нападки же, которые извращают содержание книги, мы ответим молчанием. Во всяком случае и дальнейшем изложении указаны все выводы, которых требует исследование фактов. Освобождение от предрассудков – первое требование для познания истины, и только без всяких стеснений сказанное слово о том, что есть и что должно быть, ведет в цели. Бебель Август Выдающийся деятель германского и международного рабочего движения, один из лидеров германской социал-демократии. Родился в Дёйце (ныне район города Кёльна), в семье прусского унтер-офицера. С 13 лет учился токарному делу; в 1858–1860 гг. странствовал по Южной Германии и Австрии в поисках работы. С 1862 г. участвовал в германском рабочем движении. В 1866 г. вместе с В. Либкнехтом учредил радикально-демократическую Саксонскую народную партию, а через год был избран председателем Совета рабочих союзов. В 1869 г., на съезде в Эйзенахе, вместе с В. Либкнехтом организовал Социал-демократическую рабочую партию Германии, которой руководил до конца жизни. В 1867 г. был избран депутатом первого рейхстага Северогерманского союза, где 26 ноября 1870 г. призвал заключить мир с французским народом, за что был приговорен к тюремному заключению. В период действия Исключительного закона против социалистов (1878–1890) успешно руководил как нелегальной, так и парламентской деятельностью партии.
Вся жизнь и деятельность Августа Бебеля были пронизаны твердой верой в победу социализма, который он считал закономерным этапом в развитии общества. В его речах в рейхстаге пропагандировалось экономическое учение Карла Маркса; он был убежден в правильности марксистской теории и решительно боролся с ревизионизмом. В течение своей многолетней деятельности А. Бебель проявил себя как блестящий организатор, исключительный тактик и первоклассный оратор. В своих работах он уделял большое внимание освещению социально-экономических причин возникновения религии и путей преодоления ее влияния, а также одним из первых поставил вопрос об освобождении женщины от оков буржуазного общества. Главные труды А. Бебеля «Наши цели» (1870) и «Женщина и социализм» (1879) вышли большими тиражами и многократно переиздавались (последняя книга только в Германии выдержала более шестидесяти изданий и была переведена на многие языки мира, в том числе и на русский). |