Жанр этой книги — почти научно-популярный. Речь идет о проблеме, с которой как будто знаком каждый. Но далеко не каждый мог познакомиться с современными специальными исследованиями феномена в дения, заставляющими изменить наши привычные представления. Как видит человек — всегда одинаково или же его в дение эволюционирует, изменяется, совершенствуется? — вопрос, уже давно интересующий ученых. Сегодня многие исследователи склонны дать следующий ответ: время (эпоха), среда, воспитание формируют глаз, зрение, развивают его способность видеть. Формула “имеющий глаз, да видит” нуждается в существенном уточнении — “умеющий видеть, да видит”. Оказывается, в дение в дению рознь: дикарь видит не так, как культурный человек, ребенок — не так, как взрослый, художник не так, как ученый, современный человек не так, как люди прошлых эпох. Смотрение и в дение, утверждают многие исследователи, — не одно и то же; первое пассивно, рефлекторно, второе активно, избирательно, духовно, нуждается в специальных средствах. Научно-популярный жанр книги не означает упрощен- ного изложения или суррогата науки. Напротив, обсуждаться будут достаточно сложные проблемы визуального восприятия, над которыми размышляли многие ученые. К счастью, сегодня мы имеем образцы жанра, сочетающего серьезное содержание с понятной формой, доступной и неспециалисту. Грань между серьезной наукой и популярным ее изложением вообще тонка. В популярных эссе были сформулированы многие ценные научные гипотезы и положения. В книге, помимо авторской, излагается много других точек зрения. В одних случаях автор вынужден приводить взгляды других исследователей, поскольку он с ними полемизирует, в других — эти взгляды используются для обоснования выдвигаемых им положений. Хотя автор стремился к занимательности, в ряде мест от нее пришлось отказаться. Понятно, что читатель многого ждет от автора, автор же от читателя только одного — заинтересованного отношения к рассматриваемой проблеме. При подготовке этой книги мне помогли критическими замечаниями В.П. Зинченко и К.М. Кантор, а также С.И. Алексеева, обсуждавшая со мной особенности фото и кино. Я им искренне благодарен за помощь, оказанную при обсуждении проблем визуального восприятия. Розин Вадим Маркович Российский философ, методолог и культуролог. Родился в Москве в 1937 г. Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Работает в Институте философии РАН. Член редколлегии журналов «Мир психологии» и «Философские науки», член редакционного совета журналов «Идеи и идеалы» и «Психология ВШЭ», главный редактор журнала «Культура и искусство».
Один из первых учеников Г. П. Щедровицкого и активный участник Московского методологического кружка, а сейчас методологического движения. Начиная с середины 1970-х гг. развивает свое направление методологии, основанное на идеях и принципах гуманитарного подхода, семиотики и культурологии. Путь В. М. Розина в философию был не совсем обычным. Философское образование он получил в процессе самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка. Для большинства его работ характерны высокая методологическая культура, глубокое знание материала, изощренность в теоретических построениях. При всем том пишет он предельно ясно и понятно. В. М. Розиным опубликовано более 550 научных работ, в том числе 80 книг и учебников. |