URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир Обложка Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир
Id: 271282
799 р.

Визуальная культура и восприятие:
КАК ЧЕЛОВЕК ВИДИТ И ПОНИМАЕТ МИР. Изд. 7, испр.

Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир URSS. 2021. 304 с. ISBN 978-5-9519-2099-7.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В настоящей книге на междисциплинарной основе рассматриваются факты и дилеммы визуального восприятия, а также эволюция художественного видения в разных культурах. Выдвигается и обосновывается на историческом материале гипотеза о том, что видение (и художественное, и обычное) эволюционирует под влиянием как собственно культурных факторов и изменений, так и ряда причин имманентного характера: изменения техники визуализации, способов знакового... (Подробнее)


Оглавление
top
От автора
Введение. Смотреть, видеть, понимать
Радость, дарованная зрением
Видение и смотрение
Глава первая. Визуальное восприятие в современной культуре
 Видение и визуальное восприятие
 Первая постановка проблемы визуального восприятия в психологии и в искусствознании
 Сюжет первый - человек в производственной сфере
 Сюжет второй - человек в сфере визуального искусства
 Сюжет третий - человек в сфере культуры
Глава вторая. Дилеммы видения. Ученые спорят
 Дилеммы изучения визуального восприятия
 Неизменность или эволюция в дения. Прямая перспектива или обратная
 Необычный сон автора
 В дение - феномен деятельности
 Союз визуальных впечатлений и визуального опыта
 Всегда ли глаз нуждается в визуальных впечатлениях?
 Учение о "психических реальностях"
 Деятельность и опыт - основа психической реальности
 Реальность, культура, развитие человека
 Восприятие многозначных фигур
 Эксперименты с псевдоскопом и инвертоскопом
 Сновидения
 Галлюцинации
 Феномен "драматической временности" восприятия живописного произведения
 Какую роль в визуальном восприятии играют процессы осмысления и интерпретации видимого
 Почему художники-авангардисты рисуют такой странный мир?
Глава третья. Эволюция художественного видения
 Как можно изучать эволюцию художественного в дения
 Архаическая живопись не менее странная, чем авангардистская
 Человек учится рисовать, или рассказ очевидца о визуальном воплощении души
 Как все-таки архаический человек начал видеть в рисунке живое существо?
 Художественное в дение в архаической культуре
 Период древних империй и государств
 Революция художественного в дения в античной культуре
 И опять странности, но многие уже знакомы читателю
 Искусство в средневековой культуре
 Вторая революция художественного в дения в культуре Возрождения
 Ренессансная культура
 Импрессионизм
 Постимпрессионизм
 Фото, кино, телевидение
 1.Содержательная направленность фотографии, кино и телевидения
 2.Объективность и формотворчество
 3.Пространство и время
 4.Условность
 5.Кино и театр в жизни современного человека
 6.Коммуникация
Эволюция художественного в дения ребенка
Как человек видит и понимает мир
Вместо заключения
Оглавление

От автора
top
Жанр этой книги — почти научно-популярный. Речь идет о проблеме, с которой как будто знаком каждый. Но далеко не каждый мог познакомиться с современными специальными исследованиями феномена в дения, заставляющими изменить наши привычные представления. Как видит человек — всегда одинаково или же его в дение эволюционирует, изменяется, совершенствуется? — вопрос, уже давно интересующий ученых. Сегодня многие исследователи склонны дать следующий ответ: время (эпоха), среда, воспитание формируют глаз, зрение, развивают его способность видеть. Формула “имеющий глаз, да видит” нуждается в существенном уточнении — “умеющий видеть, да видит”. Оказывается, в дение в дению рознь: дикарь видит не так, как культурный человек, ребенок — не так, как взрослый, художник не так, как ученый, современный человек не так, как люди прошлых эпох. Смотрение и в дение, утверждают многие исследователи, — не одно и то же; первое пассивно, рефлекторно, второе активно, избирательно, духовно, нуждается в специальных средствах. Научно-популярный жанр книги не означает упрощен- ного изложения или суррогата науки. Напротив, обсуждаться будут достаточно сложные проблемы визуального восприятия, над которыми размышляли многие ученые. К счастью, сегодня мы имеем образцы жанра, сочетающего серьезное содержание с понятной формой, доступной и неспециалисту. Грань между серьезной наукой и популярным ее изложением вообще тонка. В популярных эссе были сформулированы многие ценные научные гипотезы и положения. В книге, помимо авторской, излагается много других точек зрения. В одних случаях автор вынужден приводить взгляды других исследователей, поскольку он с ними полемизирует, в других — эти взгляды используются для обоснования выдвигаемых им положений. Хотя автор стремился к занимательности, в ряде мест от нее пришлось отказаться. Понятно, что читатель многого ждет от автора, автор же от читателя только одного — заинтересованного отношения к рассматриваемой проблеме. При подготовке этой книги мне помогли критическими замечаниями В.П. Зинченко и К.М. Кантор, а также С.И. Алексеева, обсуждавшая со мной особенности фото и кино. Я им искренне благодарен за помощь, оказанную при обсуждении проблем визуального восприятия.
Об авторе
top
photoРозин Вадим Маркович
Российский философ, методолог и культуролог. Родился в Москве в 1937 г. Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Работает в Институте философии РАН. Член редколлегии журналов «Мир психологии» и «Философские науки», член редакционного совета журналов «Идеи и идеалы» и «Психология ВШЭ», главный редактор журнала «Культура и искусство».

Один из первых учеников Г. П. Щедровицкого и активный участник Московского методологического кружка, а сейчас методологического движения. Начиная с середины 1970-х гг. развивает свое направление методологии, основанное на идеях и принципах гуманитарного подхода, семиотики и культурологии.

Путь В. М. Розина в философию был не совсем обычным. Философское образование он получил в процессе самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка. Для большинства его работ характерны высокая методологическая культура, глубокое знание материала, изощренность в теоретических построениях. При всем том пишет он предельно ясно и понятно. В. М. Розиным опубликовано более 550 научных работ, в том числе 80 книг и учебников.