URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Пилясов А.Н. Предпринимательство в Арктике: Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Арктической зоне, или Чем арктические предприниматели похожи на белых медведей? Обложка Пилясов А.Н. Предпринимательство в Арктике: Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Арктической зоне, или Чем арктические предприниматели похожи на белых медведей?
Id: 271207
1259 р.

Предпринимательство в Арктике:
Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Арктической зоне, или Чем арктические предприниматели похожи на белых медведей?

Pilyasov A.N. «Entrepreneurship in the Arctic: Problems of Small and Medium Business Development in the Arctic Zone, or How are Arctic Entrepreneurs Like Polar Bears?». (In Russian).
URSS. 2021. 400 с. ISBN 978-5-396-01015-4.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Книга обобщает многолетние исследования и наблюдения автора, начатые еще в 1990-е годы в период работы в магаданском Северо-Восточном комплексном научно-исследовательском институте, потом в Госкомсевере России, Совете по изучению производительных сил и Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова. В ней предпринята попытка посмотреть на арктического предпринимателя с разных уровней: в масштабе Арктики... (Подробнее)


Содержание
top
Содержание3
Арктическое предпринимательство: выделите меня в отдельное производство!7
Глава 1. Феномен арктического предпринимательства: теория и методология21
1. Специфика высекается из ограничений21
2. Арктическая предпринимательская система24
3. Предприниматель Арктики30
4. Арктическая фирма34
5. Эффекты арктического предпринимательства36
6. Статистика специфики45
Глава 2. Арктика как «антиматерик»: чем арктические предприниматели похожи на белых медведей?55
1. Горизонты темы55
2. Поиски теоретической платформы59
3. Материалы и методы исследования64
4. Арктическое предпринимательство: вызов и ответ67
5. Арктический предприниматель как зеркало арктической экономики77
6. Факторы развития81
7. Мурманская область: противоречия ожидаемого и реального (как благоприятные факторы препятствуют предпринимательской деятельности)92
Глава 3. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Арктической зоне Российской Федерации96
1. Есть арктическое предпринимательство, но нет «степного», «пустынного»96
2. Локальные монополии, перекрестное субсидирование и мифы федеральной политики98
3. Кто оплатит северные гарантии и компенсации115
4. Внутриарктические региональные версии127
5. Зональный «ритм»141
6. Типы арктического предпринимательства148
6.1. Фронтирный предприниматель149
6.2. «Материковый» предприниматель152
6.3. Этнический предприниматель — кочевой и оседлый156
7. Основной арктический контракт: партнерство Давида и Голиафа163
Глава 4. Арктическое предпринимательство и развитие регионов169
1. Борьба с арктическими рисками: страхование через комплексность, кооперативность, совместительство и надомничество169
2. Откуда берется новое знание?182
3. Нет безусловных истин: очевидное неочевидно187
4. Предприниматели ЯНАО: траектории пути в бизнес193
5. Контрасты развития предпринимательства внутри ЯНАО200
Глава 5. Предпринимательство арктических городов210
1. Когалым: что есть и что будет?210
2. Ноябрьск — стратегия развития городского предпринимательства225
Глава 6. Предпринимательство в сфере бизнес-услуг249
1. Ядро — неторговое предпринимательство249
2. Фирмы деловых услуг ЯНАО257
3. Роль транспорта в арктическом предпринимательстве267
Глава 7. Предприниматели-кочевники арктической тундры271
1. Частное оленеводство как особый вид этнического предпринимательства Арктики275
2. Оленеводы-частники как типичные предприниматели Арктики287
2.1. Переплетение связей290
2.2. Пространственные экстерналии аборигенных предпринимателей293
2.3. Внутренняя структура: два полюса кочевого предпринимательства — вынужденные и фронтирные296
2.4. Районные типы кочевника- предпринимателя: выбор «мясной» или «пантовой» модели299
3. Парадоксы ямальского оленеводства: тень или день?305
4. «Трагедия общественной собственности» в ямальском оленеводстве: миф или реальность?313
5. Вспоминая Э. Остром: предпринимательская модель, адаптивный коменеджмент, полицентричное управление321
6. Ошибка: поддержка оленеводства как отрасли, а не оленевода-частника324
7. Новая модель оленеводства Ямала: малый бизнес как главный агент изменений336
Глава 8. Что делать?342
Заключение360
Литература366
Приложение 1. Анкета для ямальских предпринимателей, оказывающих производственные услуги другим крупным и малым предприятиям (фирмы бизнес-услуг / деловых услуг / производственного сервиса)374
Приложение 2. Анкета для оленеводов-предпринимателей 382384

Об авторе
top
photoПилясов Александр Николаевич
Доктор географических наук, профессор географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, генеральный директор АНО «Институт регионального консалтинга». Председатель российской секции Европейской ассоциации региональной науки. Сфера научных интересов: освоение российского Севера и Арктики в глобальном контексте, проблемы инновационной модернизации экономики российских городов и регионов, европейский опыт (теория и практика) пространственного развития и региональной политики. Разработал несколько курсов для студентов высших учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга: институциональные факторы регионального развития, проблемы развития ресурсных регионов, алгоритм разработки стратегий и программ социально-экономического развития регионов и муниципальных образований России и др. Многие годы является председателем / заместителем председателя социально-экономической секции Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Автор более 250 научных работ, посвященных проблемам социально-экономического развития северных и российских регионов и городов в условиях постиндустриальной трансформации.