URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Семенов Ю.И. Общественная власть: Сущность, возникновение, историческое развитие, формы: Историко-теоретический очерк Обложка Семенов Ю.И. Общественная власть: Сущность, возникновение, историческое развитие, формы: Историко-теоретический очерк
Id: 271057
534 р.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ:
Сущность, возникновение, историческое развитие, формы: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Общественная власть: Сущность, возникновение, историческое развитие, формы: Историко-теоретический очерк 2021. 120 с.
Типографская бумага

Аннотация

В данной работе рассматривается историческая эволюция различных форм власти. Из всех форм власти в обществе самой значимой является та, которую можно назвать волевой. Суть ее заключается в наличии властной воли, которая определяет, детерминирует подвластные воли, а тем самым — и действия носителей этих воль. Самой важной формой волевой власти в масштабах общества является власть, которую можно назвать социальной волей: властная воля... (Подробнее)


Оглавление
top
Проблема предельно общей периодизации истории человечества
Вместо введения Проблема предельно общей периодизации истории человечества5
Глава 1. Понятие власти. Социальная воля как формы власти: табуитет и мораль9
1. Понятие власти9
2. Табуитет: сущность и происхождение12
3. Мораль как форма социальной воли17
Глава 2. Обычное право как средство обеспечения справедливости в доклассовом обществе: возникновение и развитие23
1. Возникновение обычного права: принцип талиона23
2. Эволюция обычного права в позднем первобытном (первобытно-престижном) обществе31
3. Обычное право в предклассовом обществе40
Глава 3. Государство, государственная власть, политика, право49
1. Государство: сущность и возникновение49
2. Проблема носителя государственной власти53
3. Государственная политика и верховная государственная власть. Политика и политическая борьба56
4. Исторический тип государства. Политический режим. Форма правления69
5. Легитимная смена верховной государственной власти87
6. Государственные перевороты: сущность и типология88
7. Возникновение, сущность и основные сферы законного права96
Глава 4. Крестьянский мир цивилизованных обществ и крестьянское обычное право100
Именной указатель117

Вместо введения
top

Проблема предельно общей периодизации истории человечества

Рассмотрение развития форм общественной власти на протяжении всей истории человечества требует хотя бы самого краткого знакомства с его предельно общей периодизацией.

Общепризнанно в мировой исторической науке, что первые цивилизованные, то есть классовые, общества появились примерно лишь 5 тыс. лет тому назад. Этими первыми цивилизациями были, как известно, шумерская и египетская. Ранее все общества были качественно иными: нецивилизованными, доклассовыми. В современной западной литературе их принято называть примитивными (primitive), примордиальными (primordial), бесклассовыми (classless), безгосударственными (stateless), эгалитарными (egalitarian) обществами. В отечественной литературе их обычно именовали первобытными, первобытно-общинными или первобытно-коммунистическими.

Даже такие противники унитарно-стадиального понимания истории, как, например, Арнольд Джозеф Тойнби (1889–1975), автор многотомного «Исследования истории» (1935–1961), были вынуждены рассматривать примитивные общества в качестве стадии, предшествовавшей цивилизованным обществам и подготовившей их появление. Таким образом, очень многие историки прежде всего подразделяли историю человечества на стадию примитивного и стадию цивилизованного общества.

Признавая существование качественной грани между первобытным и классовым (цивилизованным) обществами, историки-марксисты в то же время предлагали более дробное членение истории человечества. Большинство из них рассматривали первобытное общество как первую общественно-экономическую формацию, а в развитии классового общества выделяли либо три (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая), либо четыре общественно-экономических формации (в последнем случае в качестве первой классовой формации добавляется «азиатское», или политарное, общество) .

Но во всех этих схемах игнорировалось крайне важное обстоятельство. В свете современных данных науки совершенно ясным стало, что между непосредственными животными предшественниками человека и подлинными людьми лежит длительный период превращения первых во вторых, период формирования человека — антропогенеза (от греч. антропос — «человек» и генезис — «происхождение»).

Он же одновременно является и периодом трансформации зоологического объединения (стада) животных предков человека в человеческое общество, периодом становления человеческого общества — социогенеза (от лат. societas — «общество»). Антропогенез и социогенез — не два самостоятельных процесса, а две неразрывно связанные стороны одного единого процесса становления человека и общества — антропосоциогенеза. Люди, жившие в эту эпоху, были людьми еще только формирующимися — пралюдьми. Пралюди жили в формирующемся обществе — праобществе.

Начался антропосоциогенез примерно 1,9–1,8 млн лет тому назад, а завершился совсем недавно, где-то около 40 тыс. лет тому назад. По археологической периодизации это ранний древнекаменный век — ранний палеолит (от греч. палайос — «древний» и литос — «камень»). На грани раннего и позднего палеолита на смену формирующимся людям (пралюдям) пришли люди готовые, сформировавшиеся — неоантропы (от греч. неос — «новый»), или Homo sapiens — люди того самого биологического вида, к которому принадлежит все современное человечество. Одновременно завершилось становление человеческого общества, и начался период развития готового человеческого общества. На смену праистории человечества пришла его история. Первой исторической формой этого общества было первобытное общество.

В результате получается, что под названием истории первобытного (или примитивного) общества в литературе объединяются два существенно отличных друг от друга периода истории человечества: (1) эра становления человека и общества и (2) начальный этап развития уже готового, сложившегося человеческого общества. Но как бы эти два периода истории человечества ни отличались друг от друга, между ними есть и существенное общее. Процесс становления человеческого общества с неизбежностью был не чем иным, как процессом формирования первой исторической формы этого общества — первобытного общества. Данное обстоятельство и послужило основанием для объединения периода становления человека и общества с первым этапом истории готового общества в единое целое. Лучше всего было бы назвать это единое целое историей не первобытного общества, а историей первобытности, сохранив название «история первобытного общества» для обозначения лишь первого этапа истории готового человеческого общества.

Таким образом, вся история человечества прежде всего подразделяется на два основных периода: (1) эпоху становления человека и общества, антропосоциогенеза и (2) эпоху истории готового, сформировавшегося человеческого общества.

И в заключение коротко о периодизации истории первой формы готового человеческого общества — первобытного или доклассового общества. Прежде всего, выделяется стадия собственно первобытного общества, которая подразделяется на этап раннего первобытного (или первобытно-коммунистического) общества и этап позднего первобытного (или первобытно-престижного) общества. За ней следует эпоха перехода от первобытного общества к классовому — стадия предклассового общества.


Об авторе
top
photoСеменов Юрий Иванович
Доктор исторических наук (1963), профессор кафедры философии Московского физико-технического института (где работал до последних лет жизни). Много лет работал по совместительству старшим, ведущим, главным научным сотрудником сектора истории первобытного общества Института этнографии АН СССР (позднее — Институт этнологии и антропологии РАН) и профессором кафедры социальной философии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Специалист по теории познания, философии и общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества.

Автор около 500 печатных научных работ, среди которых книги: «Возникновение человеческого общества»; «Как возникло человечество» (выходила в Токио и Будапеште); «Происхождение брака и семьи» (URSS; выходила в Пекине, Гаване, Ханое, в Москве на финском языке); «На заре человеческой истории» (выходила в Токио); «Философия истории» (неоднократно переиздавалась, каждое новое издание дополнялось); «Введение во всемирную историю» (вып 1–3); «Политарный („азиатский“) способ производства» (URSS); «Происхождение и развитие экономики» (URSS); «Происхождение и развитие религии, мифологии, теологии и религиозной философии» (URSS); «Общественная власть» (URSS); «Введение в науку философии» (URSS; в 7 книгах) и другие.

Будучи не только философом, но и специалистом в области конкретных наук, Ю. И. Семенов приобрел богатый опыт решения основных задач научного познания, таких как отбор и интерпретация фактов, создание и проверка гипотез и теорий. Это позволило ему предложить оригинальные решения целого ряда проблем теории познания, связанных с совершением научного открытия, выявить и описать новые, ранее неизвестные формы разумного мышления.