Проблема предельно общей периодизации истории человечества Рассмотрение развития форм общественной власти на протяжении всей истории человечества требует хотя бы самого краткого знакомства с его предельно общей периодизацией. Общепризнанно в мировой исторической науке, что первые цивилизованные, то есть классовые, общества появились примерно лишь 5 тыс. лет тому назад. Этими первыми цивилизациями были, как известно, шумерская и египетская. Ранее все общества были качественно иными: нецивилизованными, доклассовыми. В современной западной литературе их принято называть примитивными (primitive), примордиальными (primordial), бесклассовыми (classless), безгосударственными (stateless), эгалитарными (egalitarian) обществами. В отечественной литературе их обычно именовали первобытными, первобытно-общинными или первобытно-коммунистическими. Даже такие противники унитарно-стадиального понимания истории, как, например, Арнольд Джозеф Тойнби (1889–1975), автор многотомного «Исследования истории» (1935–1961), были вынуждены рассматривать примитивные общества в качестве стадии, предшествовавшей цивилизованным обществам и подготовившей их появление. Таким образом, очень многие историки прежде всего подразделяли историю человечества на стадию примитивного и стадию цивилизованного общества. Признавая существование качественной грани между первобытным и классовым (цивилизованным) обществами, историки-марксисты в то же время предлагали более дробное членение истории человечества. Большинство из них рассматривали первобытное общество как первую общественно-экономическую формацию, а в развитии классового общества выделяли либо три (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая), либо четыре общественно-экономических формации (в последнем случае в качестве первой классовой формации добавляется «азиатское», или политарное, общество) . Но во всех этих схемах игнорировалось крайне важное обстоятельство. В свете современных данных науки совершенно ясным стало, что между непосредственными животными предшественниками человека и подлинными людьми лежит длительный период превращения первых во вторых, период формирования человека — антропогенеза (от греч. антропос — «человек» и генезис — «происхождение»). Он же одновременно является и периодом трансформации зоологического объединения (стада) животных предков человека в человеческое общество, периодом становления человеческого общества — социогенеза (от лат. societas — «общество»). Антропогенез и социогенез — не два самостоятельных процесса, а две неразрывно связанные стороны одного единого процесса становления человека и общества — антропосоциогенеза. Люди, жившие в эту эпоху, были людьми еще только формирующимися — пралюдьми. Пралюди жили в формирующемся обществе — праобществе. Начался антропосоциогенез примерно 1,9–1,8 млн лет тому назад, а завершился совсем недавно, где-то около 40 тыс. лет тому назад. По археологической периодизации это ранний древнекаменный век — ранний палеолит (от греч. палайос — «древний» и литос — «камень»). На грани раннего и позднего палеолита на смену формирующимся людям (пралюдям) пришли люди готовые, сформировавшиеся — неоантропы (от греч. неос — «новый»), или Homo sapiens — люди того самого биологического вида, к которому принадлежит все современное человечество. Одновременно завершилось становление человеческого общества, и начался период развития готового человеческого общества. На смену праистории человечества пришла его история. Первой исторической формой этого общества было первобытное общество. В результате получается, что под названием истории первобытного (или примитивного) общества в литературе объединяются два существенно отличных друг от друга периода истории человечества: (1) эра становления человека и общества и (2) начальный этап развития уже готового, сложившегося человеческого общества. Но как бы эти два периода истории человечества ни отличались друг от друга, между ними есть и существенное общее. Процесс становления человеческого общества с неизбежностью был не чем иным, как процессом формирования первой исторической формы этого общества — первобытного общества. Данное обстоятельство и послужило основанием для объединения периода становления человека и общества с первым этапом истории готового общества в единое целое. Лучше всего было бы назвать это единое целое историей не первобытного общества, а историей первобытности, сохранив название «история первобытного общества» для обозначения лишь первого этапа истории готового человеческого общества. Таким образом, вся история человечества прежде всего подразделяется на два основных периода: (1) эпоху становления человека и общества, антропосоциогенеза и (2) эпоху истории готового, сформировавшегося человеческого общества. И в заключение коротко о периодизации истории первой формы готового человеческого общества — первобытного или доклассового общества. Прежде всего, выделяется стадия собственно первобытного общества, которая подразделяется на этап раннего первобытного (или первобытно-коммунистического) общества и этап позднего первобытного (или первобытно-престижного) общества. За ней следует эпоха перехода от первобытного общества к классовому — стадия предклассового общества.
![]() Доктор исторических наук (1963), профессор кафедры философии Московского физико-технического института (где работал до последних лет жизни). Много лет работал по совместительству старшим, ведущим, главным научным сотрудником сектора истории первобытного общества Института этнографии АН СССР (позднее — Институт этнологии и антропологии РАН) и профессором кафедры социальной философии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Специалист по теории познания, философии и общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества.
Автор около 500 печатных научных работ, среди которых книги: «Возникновение человеческого общества» (1962); «Как возникло человечество» (1966, 2002; выходила в Токио и Будапеште); «Происхождение брака и семьи» (1974; переизд. в URSS; выходила в Пекине, Гаване, Ханое, в Москве на финском языке); «На заре человеческой истории» (1989; выходила в Токио); «Философия истории» (1999, 2003, 2013; каждое новое издание дополнялось); «Введение во всемирную историю» (вып 1–3; 1997–2001); «Политарный („азиатский“) способ производства» (2008; переизд. в URSS); «Происхождение и развитие экономики» (М.: URSS, 2014); «Происхождение и развитие религии, мифологии, теологии и религиозной философии» (М.: URSS, 2019); «Общественная власть» (М.: URSS, 2021); «Введение в науку философии» (в 7 книгах. М.: URSS, 2022–2023) и др. Будучи не только философом, но и специалистом в области конкретных наук, Ю. И. Семенов приобрел богатый опыт решения основных задач научного познания, таких как отбор и интерпретация фактов, создание и проверка гипотез и теорий. Это позволило ему предложить оригинальные решения целого ряда проблем теории познания, связанных с совершением научного открытия, выявить и описать новые, ранее неизвестные формы разумного мышления. |