URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Саркисов С.К. Инновации через призму архитектуры: Кто способен изобретать, что следует изобретать в первую очередь и как создавать инновации Обложка Саркисов С.К. Инновации через призму архитектуры: Кто способен изобретать, что следует изобретать в первую очередь и как создавать инновации
Id: 282587
849 р.

ИННОВАЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ АРХИТЕКТУРЫ:
Кто способен изобретать, что следует изобретать в первую очередь и как создавать инновации. Изд. 2, стереотип.

Инновации через призму архитектуры: Кто способен изобретать, что следует изобретать в первую очередь и как создавать инновации URSS. 2022. 336 с. ISBN 978-5-9710-9492-0.
Белая офсетная бумага
Человек-новатор • Инновационные продукты и среда их создания • Методы создания инноваций • Учебные игры — пропедевтика изобретательства • Эвристические приемы в архитектуре.

Аннотация

ИННОВАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ... И НЕ ТОЛЬКО!

Издавна бытует мнение, что архитектура — это застывшая музыка. Однако в наше динамичное время архитектура должна быть прежде всего новаторской, что и стремится показать автор настоящей книги. Инновационное творчество способствует прогрессу в науке, технике, искусстве и других областях человеческой деятельности. Признание и всемирное развитие этого поистине неисчерпаемого ресурса и использование... (Подробнее)


Оглавление
top

Оглавление3
Глава 1. Введение6
Глава 2. Человек-новатор9
2.1. Основные требования к личности новатора10
1. Глубокие переживания10
2. Самоосознание творческой личности16
3. Смелость21
4. Сквозь тернии к звездам (сопротивляемость)25
5. Высокое трудолюбие30
6. Стремление к новизне33
7. Способность отстаивать свою позицию41
8. Стремление к свободе44
9. Выбор достойных оппонентов51
10. Владение методом53
11. Безразличие к излишествам58
12. Двенадцатая заповедь61
2.2. Стимулы к созданию инноваций63
1. Творческая обстановка69
2. Объективная оценка суточных ритмов70
3. Состояние здоровья71
2.3. Препятствия на пути новатора72
Глава 3. Инновационные продукты и среда их создания76
3.1. Инновационные продукты76
1. Независимые продукты76
2. Многофункциональные продукты82
3. Многоотраслевые продукты85
4. Системные продукты94
5. Продукты с удаленными признаками100
6. Продукты с синергетическими признаками102
7. Безаналоговые продукты105
3.2. Пакеты и их категории108
1. Импортационный пакет108
2. Дендритные пакеты110
3. Унификационные пакеты113
3.3. Среда, благоприятная для изобретательства115
Глава 4. Методы создания инноваций127
4.1. Общие принципы решения творческих проблем127
4.2. Ассоциативность128
4.3. Системный подход136
4.4. Фрактальность143
1. Море информации и капля времени144
2. Дихотомия — оптимальное средство сокращения вариантов решения проблемы146
3. Симметрия бифуркационного дерева и подбор вариантов-антиподов150
4.5. Методы поиска новых технических решений152
1. Метод мозговой атаки153
2. Метод корабельного совета156
3. Метод музейного эксперимента158
4. Синектика160
5. Метод десятичных матриц поиска163
6. Метод фракталов167
4.6. Методика создания инноваций194
1. Общая схема методики195
2. Алгоритм решения проблем196
Глава 5. Учебные игры — пропедевтика изобретательства215
5.1. Ассоциативные игры220
5.2. Фуркационные игры229
5.3. Рекурсивные игры234
5.4. Флуктуационные игры241
Глава 6. Эвристические приемы в архитектуре256
6.1. Использование ассоциативных образов в архитектурном творчестве256
6.2. Примеры использования ассоциативных образов в архитектурном творчестве259
Глава 7. Примеры студенческих работ286
7.1. Продуктивный уровень обучения286
7.2. Примеры решения архитектурных задач288
1. Автономный дом288
2. Плавучий космодром292
3. Комплекс в Когалыме297
4. Форум мира301
7.3. Изобретательская деятельность306
1. Подземная теплица307
2. Вертикальная теплица311
3. Многоярусная теплица315
4. Подводный аппарат319
Глава 8. Заключение323
Литература330

Глава 1. Введение
top

Когда-то в нашей стране всех считали одинаковыми, как винтики некого механизма. От каждого требовалось лишь неукоснительное выполнение инструкций и циркуляров.

В начавшемся столетии востребованы специалисты совершенно другого типа. В условиях быстро меняющегося мира они должны прежде всего отличаться своим более высоким творческим потенциалом.

Со временем, благодаря развитию компьютеризации и робототехники, огромная армия людей, занимающихся сейчас рутинной работой, будет сведена к минимуму. Телефонистку уже сегодня заменяет автоответчик, кассира – магнитная карта, стенографиста – диктофон. Умные роботы, созданные человеком, оставят ему лишь те рабочие процессы, где нужны будут творческий поиск, смекалка, решение новых нестандартных задач.

Нельзя не заметить те разительные изменения, которые произошли на нашей планете.

Возросла численность населения, появились крупные города – настоящие человеческие муравейники, насыщенные современными коммуникациями и транспортом. В строительстве широко используются новые конструкции, меняются методы возведения зданий, внедряются современные строительные материалы и новейшее электронное оборудование.

Подверглись существенному изменению санитарно-гигиениїческие нормы в области архитектуры и строительства.

Архитектуру XXI века уже трудно представить без включения в ее структуру современных прецизионных технологий. Жилой дом ближайшего будущего – это здание, насыщенное электроникой, материалы для которого выполнены будут на основе использования нанотехнологий. Здесь будет обеспечен высокий комфорт проживания и в то же время снижены энергозатраты на эксплуатацию объекта.

Задачей архитектора в этих условиях является объединение достижений научно-технического прогресса с высокими эстетическими характеристиками сооружения. Это возможно осуществить лишь в результате использования эвристических приемов и возможностей современных технологий.

Но для этого нужны соответствующие условия и подготовленные кадры.

Если необходимые условия, затратив нужные средства, можно быстро обеспечить, то обучение инновационно продвинутых кадров потребует значительно больших усилий и времени.

К сожалению, в настоящее время не ведется подготовка изобретателей и рационализаторов. Доперестроечная система ВОИР (Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов) прекратила свою активную деятельность.

Отбор и обучение новаторов пущены на самотек. Стимулирование изобретателей недостаточно для того, чтобы приобщить молодежь к этой сложной, но исключительно важной для общества деятельности.

А ведь в перспективе произойдут еще большие серьезные изменения, связанные с модернизацией, наметившейся в нашей стране. Потребуются специалисты, способные быстро адаптироваться к новым проблемам и принимать безотлагательные решения. Зодчие будущего должны создавать объекты, которые бы противостояли возможным нежелательным антропогенным и природным ситуациям и нейтрализовали их. А при возможности использовали эти ситуации на благо человеку.

Нужна новая образовательная стратегия, когда, начиная со школьной скамьи, молодые люди могли бы готовиться к созданию новых нетрадиционных разработок. При такой же постановке дела, когда школьники, участвуя в олимпиадах, натасканы на решение типовых задач, с которыми они в дальнейшем столкнутся при сдаче ЕГЭ, а студенты приносят рефераты, целиком и полностью заимствованные из Интернета, можно подготовить лишь гоголевского Хлестакова или описанного Федором Достоевским в романе "Преступление и наказание" Лебезятникова.

Потом такие специалисты в угоду начальству смогут лишь составить генпланы крупных городов, где будут равномерно размещены мусоросжигательные заводы и деловые центры, не обеспеченные стоянками для автотранспорта.

Инновационное творчество способствует прогрессу в науке, технике, искусстве и других областях человеческой деятельности.

Признание и всемирное развитие этого поистине неисчерпаемого ресурса и использование его в качестве экономического актива может стать решающим фактором процветания современного мира. Многие страны и наиболее дальновидные государственные деятели активно включают вопрос развития интеллектуальной собственности в стратегию национального развития и достигают благодаря этому высоких показателей в области научно-технического прогресса и благоденствия государства.

Ниже мы попробуем ответить на следующие вопросы: кто способен изобретать, что следует изобретать в первую очередь и как это сделать.


Об авторе
top
photoСаркисов Сергей Карпович
Доктор архитектуры, профессор кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству, автор более 250 научных публикаций и 36 изобретений. Область научных интересов и практической деятельности: проблемы инновационного творчества в архитектурно-строительной сфере.