Архитектура возрождения в Италии |
| I. | Предвестники ренессанса (XIII-XIV век) |
| II. | Ранний период (XV век) |
| III. | Переход к высокому периоду |
| IV. | Высокий период |
| V. | Высокий период в главнейших центрах Италии |
| VI. | Поздний период |
Стиль "барокко" |
Строительство собора Петра в Риме |
Архитектура возрождения в Италии
Термин "возрождение" или, по-французски, "ренессанс" введен
в науку буржуазной историографией и принят нами, как чисто
условный, для обозначения той эпохи в истории Западной Европы,
когда постепенный, повсеместный распад феодального строя сопровождался освобождением личности от гнета феодализма и церкви,
когда в процессе первоначального накопления стали развиваться
капиталистические отношения, когда зародился новый общественный класс -- буржуазия, а с нею и гуманизм.
В Италии раньше, чем в других странах, проявились новые
ростки социально-экономического развития, которое в некоторых
чертах напоминало натуральный расцвет древнего мира, периода
образования так называемых городов-государств. Из синтеза искусств,
из тесного содружества живописи, скульптуры и архитектуры начинают выделяться в самостоятельные единицы некоторые составные
части, создаются станковые произведения живописи и скульптуры.
Все это напоминает давно ушедшую античность. В искусстве возрождается интерес к человеческой личности, возрождаются античные приемы, тематика и методы. Античное искусство считается
совершенным, образцовым, классическим. Растет интерес к древности,
ее усердно собирают и изучают.
Художники, совершенствуясь в различных областях искусства,
в отдельных случаях начинают заниматься и вопросами теории. Они
в совершенстве владеют двумя и даже тремя специальностями. Нарождается тип "универсального" человека. Это способствует
выдвижению из среды горожан ярко одаренных мастеров, имена
которых не теряются, как прежде, в цехах или франкмасонских ложах, а передаются из уст в уста, пользуются славой, сохраняются
в памяти на долгие времена.
Указанный процесс развивался долго, и если он четко определился в Италии во второй половине XIV века, то признаки его или
предвестники можно усмотреть в произведениях передовых художников XIII столетия, искавших новых путей и опередивших свой век.
Происходившие в искусстве сдвиги проявлялись, как и в другие времена, прежде всего в литературе, затем в прикладном
искусстве, в живописи, скульптуре и позже всего в архитектуре.
Жажда знаний, предприимчивость, дух инициативы способствуют новым изобретениям и географическим открытиям (книгопечатание, открытие Америки), но рядом с ними уживаются грубейшие
религиозные суеверия, астрология, алхимия, вера в колдовство:
христианство совмещается с платоновской философией, религиозность- с едкими насмешками над монахами и попами.
С начала XIV века в Италии утверждается денежное хозяйство.
Благодаря торговле растут и крепнут города, пользующиеся поддержкой нового класса-буржуазии. Князья и короли создают свои
резиденции не в загородных замках, а в городах, на лучших улицах
и площадях. Города приобретают своеобразный облик, гражданские
постройки преобладают над церковными, особенно роскошно застраиваются крупные торговые центры -- Флоренция, Венеция, Пиза,
Генуя. Монументальность ратуш, куполов и колоколен соборов,
строящихся не церковью, а городом, пышность дворцов, роскошь
лоджий свидетельствовали о колоссальных богатствах правящих
классов.
Все это вызывает необходимость защищать город укрепленными
стенами и башнями, окружать рвами с подъемными мостами. С изобретением пороха техника военного строительства изменяется.
Материальные богатства выставлялись напоказ в виде произведений искусства; наиболее выразительной и подходящей для этой
цели была монументальная архитектура.
Для того чтобы проследить ход развития архитектуры, полезно
установить некоторую периодизацию; несмотря на полную ее условность и даже искусственность это значительно упростит и облегчит
изучение сложного и разнообразного процесса развития. Мы намечаем следующую его последовательность:
I. предвестники Ренессанса (XIII и XIV века);
II. ранний период: а) во Флоренции, б) в Болонье, в) в Венеции,
г) в Северной Италии (весь XV век);
III. переход к высокому периоду (вторая половина XV века);
IV. высокий период и возвышение Рима (первая половина XVI века);
V. поздний период (вторая половина XVI века);
VI. стиль барокко в Италии: а) ранний период, б) расцвет
и в) поздний период (весь XVII и половина XVIII века).