Термин "возрождение" или, по-французски, "ренессанс" введен в науку буржуазной историографией и принят нами, как чисто условный, для обозначения той эпохи в истории Западной Европы, когда постепенный, повсеместный распад феодального строя сопровождался освобождением личности от гнета феодализма и церкви, когда в процессе первоначального накопления стали развиваться капиталистические отношения, когда зародился новый общественный класс – буржуазия, а с нею и гуманизм. В Италии раньше, чем в других странах, проявились новые ростки социально-экономического развития, которое в некоторых чертах напоминало натуральный расцвет древнего мира, периода образования так называемых городов-государств. Из синтеза искусств, из тесного содружества живописи, скульптуры и архитектуры начинают выделяться в самостоятельные единицы некоторые составные части, создаются станковые произведения живописи и скульптуры. Все это напоминает давно ушедшую античность. В искусстве возрождается интерес к человеческой личности, возрождаются античные приемы, тематика и методы. Античное искусство считается совершенным, образцовым, классическим. Растет интерес к древности, ее усердно собирают и изучают. Художники, совершенствуясь в различных областях искусства, в отдельных случаях начинают заниматься и вопросами теории. Они в совершенстве владеют двумя и даже тремя специальностями. Нарождается тип "универсального" человека. Это способствует выдвижению из среды горожан ярко одаренных мастеров, имена которых не теряются, как прежде, в цехах или франкмасонских ложах, а передаются из уст в уста, пользуются славой, сохраняются в памяти на долгие времена. Указанный процесс развивался долго, и если он четко определился в Италии во второй половине XIV века, то признаки его или предвестники можно усмотреть в произведениях передовых художников XIII столетия, искавших новых путей и опередивших свой век. Происходившие в искусстве сдвиги проявлялись, как и в другие времена, прежде всего в литературе, затем в прикладном искусстве, в живописи, скульптуре и позже всего в архитектуре. Жажда знаний, предприимчивость, дух инициативы способствуют новым изобретениям и географическим открытиям (книгопечатание, открытие Америки), но рядом с ними уживаются грубейшие религиозные суеверия, астрология, алхимия, вера в колдовство: христианство совмещается с платоновской философией, религиозность- с едкими насмешками над монахами и попами. С начала XIV века в Италии утверждается денежное хозяйство. Благодаря торговле растут и крепнут города, пользующиеся поддержкой нового класса-буржуазии. Князья и короли создают свои резиденции не в загородных замках, а в городах, на лучших улицах и площадях. Города приобретают своеобразный облик, гражданские постройки преобладают над церковными, особенно роскошно застраиваются крупные торговые центры – Флоренция, Венеция, Пиза, Генуя. Монументальность ратуш, куполов и колоколен соборов, строящихся не церковью, а городом, пышность дворцов, роскошь лоджий свидетельствовали о колоссальных богатствах правящих классов. Все это вызывает необходимость защищать город укрепленными стенами и башнями, окружать рвами с подъемными мостами. С изобретением пороха техника военного строительства изменяется. Материальные богатства выставлялись напоказ в виде произведений искусства; наиболее выразительной и подходящей для этой цели была монументальная архитектура. Для того чтобы проследить ход развития архитектуры, полезно установить некоторую периодизацию; несмотря на полную ее условность и даже искусственность это значительно упростит и облегчит изучение сложного и разнообразного процесса развития. Мы намечаем следующую его последовательность: I. предвестники Ренессанса (XIII и XIV века); II. ранний период: а) во Флоренции, б) в Болонье, в) в Венеции, г) в Северной Италии (весь XV век); III. переход к высокому периоду (вторая половина XV века); IV. высокий период и возвышение Рима (первая половина XVI века); V. поздний период (вторая половина XVI века); VI. стиль барокко в Италии: а) ранний период, б) расцвет и в) поздний период (весь XVII и половина XVIII века). Михаловский Иосиф Болеславович Отечественный архитектор, реставратор, историк и теоретик архитектуры. Родился в Полтаве, в семье с основательными архитектурными традициями (отец и дядя — архитекторы). В 1889 г. окончил Институт гражданских инженеров (ИГИ, ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет). С 1892 г. преподаватель ИГИ, с 1905 г. экстраординарный профессор по кафедре истории архитектуры. В 1902–1908 гг. по его проектам было построено несколько доходных домов в Санкт-Петербурге, приют св. княгини Ольги в Царской Славянке (совместно с Н. К. Чижовым) и другие здания в северной столице. Преподавал на Первых политехнических курсах, в Электротехническом институте. В 1935–1939 гг. возглавлял кафедру истории архитектуры ИГИ, ранее переименованного в Ленинградский институт инженеров коммунального строительства. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР.
Главным в творчестве И. Б. Михаловского было изучение истории архитектуры. Обширная проблематика его исследований охватывала Античность, Средние века, древнерусское зодчество, вопросы педагогики, реставрации и современного строительства. Он стоял у истоков охраны памятников архитектуры, участвовал в научных комиссиях, деятельности общества «Старый Петербург — Новый Петроград». Его перу принадлежит более 20 научных трудов по истории и теории архитектуры, которые сохраняют свое значение не только как памятники архитектурной мысли, но и как источник знаний для архитекторов и всех интересующихся историей мировой и отечественной культуры. Важнейший из них — фундаментальная работа «Теория классических архитектурных форм», впервые вышедшая в 1916 г. под названием «Архитектурные ордера» и с тех пор неоднократно переиздававшаяся и дополнявшаяся. |