| 3
|
Глава 1. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И. КАНТА (Л. Э. Крыштоп) | 6
|
1. Вопрос о доказуемости бытия Бога | 8
|
2. Знание или вера | 13
|
3. Постулат или гипотеза | 14
|
4. Судьба трансцендентальной теологии | 17
|
5. Религия разума И. Канта | 19
|
6. Кант о различных религиях | 23
|
7. Кант о христианских конфессиях | 30
|
8. Кант — «философ протестантизма»? | 36
|
9. Кант и проблема религиозной веротерпимости в Германии | 41
|
10. Рецепция взглядов Канта на религию в среде протестантских мыслителей конца XVIII – начала XIX в. | 46
|
11. Итоги | 56
|
Глава 2. ДВА ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАНТА О ВЕРЕ, БОГЕ, РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ (В. Н. Белов) | 59
|
1. От «Лекций о религии» к «Религии в пределах разума» | 59
|
2. От теологии к верующему разуму человека | 62
|
3. Вера и мораль человека | 65
|
4. Моральная вера и истинная церковь | 69
|
Глава 3. ЭТИКОТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ И. КАНТА (Л. И. Тетюев) | 73
|
1. Кант и неокантианство | 81
|
2. Философия и религия, знание и вера | 84
|
Глава 4. О СООТНОШЕНИИ РЕЛИГИИ РАЗУМА И. КАНТА И РЕЛИГИИ ЧУВСТВА Ф. ШЛЕЙЕРМАХЕРА (А. В. Беляева) | 99
|
1. Что для Канта и Шлейермахера значит верить в Бога? | 99
|
2. И. Кант. Моральное учение с необходимостью приводит нас к религии | 100
|
3. Ф. Шлейермахер. Религия есть результат откровения | 102
|
4. И. Кант: религия делает возможным моральный поступок. Ф. Шлейермахер: религия не есть ни этика, ни метафизика | 105
|
5. И. Кант: естественная теология есть знание о свойствах, приписываемых Богу, но не о Его бытии. Ф. Шлейермахер: источник религии — откровение | 111
|
6. Ф. Шлейермахер: признание единства бытия и мышления есть путь к признанию Бога, но не к религии | 114
|
7. И. Кант: естественная религия есть единственно возможная легитимная религиозная форма. Ф. Шлейермахер: многообразие форм — естественное следствие религии | 118
|
8. И. Кант: Бытие Бога есть постулат практического разума. Ф. Шлейермахер: Бытие Бога есть очевидная данность для религиозного человека | 122
|
9. Ф. Шлейермахер: чудо есть не явление, а точка зрения на явление. И. Кант: чудо есть событие за границами нашего познания | 132
|
10. Ф. Шлейермахер: теология есть толкование религиозного чувства. И. Кант: теология приписывает предикаты Богу строго в границах компетенции нашего разума | 135
|
11. Выводы. И. Кант: к существованию Бога мы приходим, когда говорим о морали. Ф. Шлейермахер: из существования Бога мы исходим, распространяя религию на другие сферы жизни человека | 137
|
12. Заключение | 141
|
Глава 5. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ ГЕРМАНА КОГЕНА И ПАУЛЯ НАТОРПА (В. Н. Белов) | 146
|
1. Эволюция взглядов Германа Когена на религию | 155
|
2. Философия религии Германа Когена и ее оценка российско-еврейскими мыслителями | 165
|
3. Спор Г. Когена и П. Наторпа о границе разума | 179
|
|
| 3
|
Белов Владимир Николаевич Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии и теории познания РУДН. Ведущий российский специалист по философии немецкого и русского неокантианства, член президиума Международного когеновского общества (г. Цюрих). Главный редактор журнала «Вестник РУДН. Cерия: Философия», член редколлегий нескольких зарубежных и российских журналов. Руководитель международного научного семинара «Немецкое и русское неокантианство». Работает в научной лаборатории «Центр изучения философии и культуры Индии „Пурушоттама“» РУДН.
Автор свыше 300 научных работ, в том числе 12 монографий и учебных пособий. Имеет десятки публикаций за рубежом на английском, немецком, французском, итальянском и польском языках.
Крыштоп Людмила Эдуардовна Кандидат философских наук, доцент. Доцент кафедры истории философии РУДН, специалист по философии немецкого Просвещения, философии И. Канта, философии религии и философской теологии, член редколлегии журнала «Studia z historii filozofii» (Торунь, Польша). Автор более 60 научных работ, в том числе 2 монографий. Переводчик лекций Канта по философскому учению о религии, естественному праву, логике.
Тетюев Леонид Иванович Доктор философских наук, профессор. Окончил Саратовский государственный педагогический институт им. К. А. Федина. Работал на кафедре философии в Саратовском государственном педагогическом институте им. К. А. Федина, а затем на философском факультете Саратовского государственного университета. В течение многих лет проводил ежегодные конференции и круглые столы по наследию кантовской философии и ее репрезентации в современной мысли. Философские труды Л. И. Тетюева получили признание за рубежом, в частности они были высоко оценены крупнейшим философом современности Юргеном Хабермасом, с которым он поддерживал дружеские отношения. Основная область научных интересов: трансцендентальная философия, философия И. Канта, неокантианство.