URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Швецов А.Н. «Информационное общество»: Теория и практика становления в мире и в России Обложка Швецов А.Н. «Информационное общество»: Теория и практика становления в мире и в России
Id: 270288
999 р.

«Информационное общество»:
Теория и практика становления в мире и в России. Изд. 2, перераб. и доп.

2021. 304 с.
Белая офсетная бумага
Белая офсетная бумага.

Аннотация

В монографии представлены результаты системных исследований современного феномена «информационного общества». Предметом изложения выступают предпосылки, содержание и ход его становления в глобальном и российском контексте. Раскрываются смысл и содержание трансформации футурологической концепции «информационного общества» в стратегию реального переустройства мира. Оценивается, в какой мере информатизация актуальна для современной России,... (Подробнее)


Содержание
top
Оглавление5
Введение9
Глава 1. «Информационное общество»: от футурологической концепции к реальному переустройству мира11
1. «Информационное общество» как футурологическая концепция11
2. «Хартия глобального информационного общества»: стратегия переустройства мира по замыслам государств-лидеров13
3. От «G-7» к всемирному формату созидания «информационного общества»19
4. Мониторинг глобальной информатизации: «отслеживание» процесса без оценок его последствий24
5. «Западный» опыт становления «информационного общества»: завышенные ожидания и непредвиденные проблемы32
Глава 2. Всеобщая информатизация как модернизационный проект: по плечу ли она современной России?39
1. Россия на пути к «информационному обществу»: контраст между политическими декларациями и деградацией экономики40
2. Сценарии перехода к «информационному обществу»: варианты российской модернизации46
3. Готовность России к технологическому рывку: растущее отставание от мировых лидеров50
4. Еще раз о роли государства в модернизации страны61
5. О зарубежных прецедентах прорывных успехов в сфере ИКТ69
6. Государственная стратегия и программа созидания в России «информационного общества»72
7. Информационные технологии: цель или средство?79
Глава 3. Государственная политика информатизации: правовые и организационные аспекты85
1. Зарождение государственной политики информатизации: президентские решения 1993–1995 гг. 86
2. Развитие государственной политики информатизации: правительственные решения 2002–2010 гг. 91
3. Новейший этап государственной политики информатизации: стратегические решения 2017–2019 гг. 104
4. Необходимость упорядочения правовой базы информатизации106
5. Организационные аспекты разработки и реализации государственной политики информатизации108
Глава 4. Современные ИКТ в деятельности органов власти: как они преображают государственное и муниципальное управление114
1. От хаотичной ведомственной информатизации к программно-целевому внедрению ИКТ в органы власти: объективная необходимость и неутешительный опыт 2000-х гг. 115
2. Концептуальные основания смысла и путей формирования «электронного правительства»: начальный этап поисков127
3. Развитие концептуальных основ «электронного правительства»: системные проекты повышения качества государственного управления137
4. Форсированный переход к предоставлению услуг в «электронной форме»: преувеличение выгод и недооценка затрат и рисков, а также сущностные вопросы в тени ИКТ-задач148
5. Итоги реализации концепции «электронного правительства» и план развития «цифрового государственного управления» в 2018–2024 гг. 161
Глава 5. Инфраструктура оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде170
1. Системная организация инфраструктуры взаимодействия «электронного правительства»170
2. Единая система информационно-справочной поддержки получателей государственных и муниципальных услуг173
3. Единая система идентификации и аутентификации органов и организаций, а также граждан, обращающихся за получением государственных и муниципальных услуг178
4. Единая система межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг181
5. Многофункциональные центры в технологии предоставления государственных и муниципальных услуг186
Глава 6. Пространственные аспекты распространения ИКТ: как проходит и что дает информатизация регионов и городов193
1. Государственная политика региональной информатизации: концептуальные основы, методические рекомендации, финансовое стимулирование193
2. Управление региональной информатизацией: типовые решения, пилотные проекты, организационные структуры, правовая база200
3. Крупные города — «точки роста» пространственной информатизации206
4. Российская глубинка — «белое пятно» пространственной информатизации219
5. Общая оценка хода и результатов региональной информатизации: проблемы и перспективы225
Глава 7. Сравнительный анализ процессов «цифровизации» государственного управления в России и в мире243
1. Глобальная гонка государств в создании «цифровых правительств»243
2. Дания — «цифровой чемпион» мира248
3. Австралия — лучшее федеральное «цифровое правительство»251
4. «Электронное правительство» Республики Корея — лучшее в Азии255
5. США: «цифровой гигант»262
6. Великобритания: интерес к повышению эффективности цифровых технологий271
7. Россия в тренде мировых тенденций развития «цифровых технологий» в государственном управлении283
Заключение287
Приложение 1. Рейтинг ООН стран по уровню развития «электронного правительства», 2018 г. 294
Приложение 2. Рейтинг ЕС стран по уровню цифровизации экономики и общества, 2019 г. 300
Приложение 3. Рейтинг ООН городов по уровню развития «электронного правительства», 2018 г. 301

Введение
top

На страницах этой книги речь пойдет о феномене, энергично стремящемся занять (отчасти, несомненно, в силу объективных причин, но и в значи¬тельной мере небескорыстными усилиями заинтересованных бюрократических и бизнес кругов) доминирующее положение в разряде самых актуальных тем национального и регионального развития. Особая и поразительно быстро возрастающая значимость затрагиваемых нами вопросов стимулируется тем, что с ними связываются смысл и содержание новейших задач модернизации страны и ее регионов, их объявляют одним из приоритетных направлений перевода экономики и социальной сферы на путь инновационного развития.

Именно в таком повышенно актуальном значении все более привычно интерпретируются сегодня вопросы, характеризующие процессы интенсификации производства и распространения знаний и информации на основе внедрения и использования разнообразных современных информационных и коммуникационных технологий. Такие процессы, обобщенно именуемые информатизацией общества, рассматриваются не только как принципиально новый феномен современности, но и как ключевой фактор будущего, обязательное условие перехода в новое качество жизни и управления, необходимую предпосылку предрекаемых нам колоссальных социальных и политических изменений. Не случайно ведутся разговоры о приближающемся наступлении информационной эпохи, содержание которой будет определяться ранее невообразимой ролью информации, необычайно широким (если не всеобъемлющим) охватом всех сторон жизнедеятельности глобального общества передовыми информационными технологиями, построенными на постоянно и исключительно быстро прогрессирующих технических и программных средствах накопления, хранения, обработки, передачи и использования разнообразной информации.

В соответствии с таким емким пониманием указанного феномена мы намерены взглянуть на проблемное поле информатизации с системных и междисциплинарных позиций. И потому книга начинается с рассмотрения наиболее общих вопросов информатизации общества и государства. В том числе с обращения к истокам феномена «информационного общества», уточнения основополагающих понятий, смысла и содержания явлений и процессов в указанной области, сопоставления прогнозных оценок и реальных последствий информатизации, выявления общемировых и собственно российских особенностей и тенденций. Далее обсуждаются важнейшие аспекты российской государственной политики <в этой сфере, анализируется состав и предметное содержание соответствующих нормативных правовых актов. Центральное место в книге отведено оценке достижений и проблем применения информационных технологий в федеральных, региональных и местных органах власти при оказании государственных и муниципальных услуг. С учетом наших давних авторских пристрастий нас и в рамках информационно-коммуникационной тематики, не в последнюю очередь, будут интересовать проблемно-содержательные направления, имеющие отношение к пространственным (региональным и местным) аспектам указанных процессов.

Основное предназначение книги мы видели в систематическом изложении, во-первых, результатов анализа содержания и хода процессов информатизации во всем их многообразии, во-вторых, итогов комплексной оценки возможностей и проблем, открывающихся в связи с использованием информационно-коммуникационных технологий, и, в-третьих, некоторых актуальных рекомендаций по совершенствованию государственной политики в этой сфере.

Подходя к феномену информатизации как объекту научного исследования и государственного регулирования, мы рассматриваем его не только в качестве закономерного триумфа и блага научно-технического прогресса, но вместе с тем и в качестве источника новых проблемных ситуаций и явлений, выступающих во многом следствием безоглядного упоения плодами этой победы. Для общественного блага важнее не заходиться в слепом восторге от небывалых (хотя зачастую и вправду таковых) возможностей новых технологий, а взвешенно относиться к этому явлению, безусловно выдающемуся, но вовсе не отменяющему необходимость вдумчивого и кри¬тического анализа и основанной на нем системной оценки предпосылок, содержания и последствий процессов информатизации. Это значит — видеть в них не только сугубо техническую сторону дела, но и весь комплекс сопряженных «гуманитарных» вопросов — от экономической эффективности до социокультурных аспектов распространения информационно-коммуникационных технологий.

Книга основана на результатах многолетних исследований автора, проводившихся им в рамках двух последовательно (и хронологически и содержательно-логически) осуществлявшихся программ фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук. Первая из них — «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез» (2009–2011 гг.), вторая — «Роль пространства в модернизации России: природный и социально-эко¬но¬ми-ческий потенциал» (2012–2014 гг.). Важнейшим направлением обеих программ выступали проекты, посвященные вопросам становления «информационного общества», в том числе в его пространственном измерении. В 2009–2011 гг. некоторая часть материалов, вошедших в книгу, была представлена на страницах «Российского экономического журнала», где автором в специальном цикле был опубликован ряд статей на указанную тему.


Об авторе
top
photoШвецов Александр Николаевич
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук (ФИЦ ИУ РАН), научный руководитель отделения «Информатика и управление в социально-экономических системах» ФИЦ ИУ РАН. Один из лидеров научной школы системного анализа и регулирования процессов территориального (пространственного) развития. Давно и плодотворно занимается фундаментальными научными исследованиями и прикладными разработками по широкому кругу вопросов регионального и местного развития, федерализма и местного самоуправления, системной оценки предпосылок и последствий социально-экономических реформ и кризисов.

Индивидуально и в соавторстве опубликовал свыше 250 научных работ, в числе которых более 10 монографий. Среди них особое место занимает ряд книг, написанных им в многолетнем сотрудничестве с В. Н. Лексиным: «Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития» (1997, свыше десяти переизданий), «Новые проблемы российских городов» (1999), пятитомник «Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика» (2001), «Реформы и регионы. Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления» (2012). В соавторстве (с Э. Марквартом) также вышло в свет в РАНХиГС при Президенте РФ учебное пособие «Территориальная организация местного самоуправления и управление городскими агломерациями» (2017). Кроме того, его перу принадлежат персональные монографии: «Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля» (2002), «Государственная поддержка российских городов» (2002), «Совершенствование региональной политики. Концепции и практика» (2011), «Информационное общество. Теория и практика становления в мире и России» (2012). Имеет большой опыт экспертно-консультативной работы для нужд федеральных и региональных органов государственной власти, муниципальных образований, крупных корпоративных структур, международных проектов.